Принцип работы
Двигатель 1АЗ-ФСЕ способен работать на сильно обедненной топливно-воздушной смеси (ТВС). Масса топлива в такой смеси меньше массы воздуха, в 30-40 раз, то есть соотношение (30-40):1.
В то время как стехиометрическая система (система правил и норм) выглядит следующим образом:
- Для инжекторных двигателей с прямым впрыском оптимальным считается соотношение 14,7:1.
- Для инжекторных ДВС с распределенным впрыском оптимальным соотношением считается (20-24):1.
В двигателе с распределенным впрыском топливо распыляется неравномерно, поэтому и соотношение для них 20-24:1.
В 1аз-фсе в основании поршней есть специальные отражающие выемки, которые создают завихрени, концентрация в них в максимальном значении находится под свечой зажигания. В других местах рабочей камеры цилиндра остается бедной.
Процесс создания и запуска циклов работы двигателя происходило с учетом новейших разработок: топливно-воздушная смесь создается послойно, форсунки работают в трех режимах, система VVTi регулировала газораспределение, выхлопные газы подвергались дожигу.
Электронный блок управления (ЭБУ) в зависимости от скорости движения и нагрузки, регулирует создание смеси. ЭБУ меняет время впрыска, число впрысков, конфигурацию топливного факела, положение регулирующих заслонок во впускном канале.
Режимы работы ДВС D-4 (технология Д4):
- Поэтапная сгорание слоев топливно-воздушной смеси, это не нагружает мотор и держит скорость. Когда происходит впрыск бензина в момент такта сжатия, струйки бензина отражаются от углубления в поршнях и распыляются в зоне воздействия свечей. Под свечой получается насыщенная смесь, которая хорошо воспламеняется и передает пламя обедненным слоям смеси (ƛ=17 — 40).
- Гомогенная, то есть однородная смесь создается при таких режимах работы ДВС, когда он работает нестабильно. Нестабильная работа — это не только когда что-то нарушилось в конструкции мотора, а в момент запуска двигателя, во время торможения, во время прогрева, при создании резких больших нагрузок. Бензиновое топливо подается в момент, когда поршень начинает уходить. Факел впрыснутого топлива во время догонки поршня находится в конусообразной форме из-за чего пламя не отражается от поршня. Благодаря тому, что пламя на отражается от поршня в этот момент, смесь получается стехиометрической, то есть, подходит по нормам, и составляет (ƛ=12 — 15).
- Смесь образуется в два этапа. Когда режим меняется от послойного к однослойному, бензин впрыскивается 2 раза — во время разряжения и во время сжатия. Смесь в этом случае получается богатой — (ƛ=15 — 25).
Конструкция силового агрегата Тойота
Легкий алюминиевый блок цилиндров и отличная система газораспределения VVT-i стали важными достижениями агрегата. Электронная дроссельная заслонка облегчила работу мотора, сделала ее более стабильной и сняла ряд потенциальных поломок. Ось цилиндров имеет конструктивную особенность – смещение относительно оси коленвала. Сделано это для повышения срока службы гильз.
Блок двигателя 1az-fe
Навесное оборудование ходит долго, не вызывает проблем. Генератор на некоторых авто требует замены после 200 000 км. В системе охлаждения проблемы может вызывать только термостат, который не любит российскую зиму. Непосредственно клапанный механизм, а также вся система ГБЦ проблем не вызывают
Важно следить за условиями эксплуатации и обеспечивать хорошее обслуживание
Коробки передач для двигателя 1AZ
Коробки устанавливались традиционные механические и автоматические. Механика на 6 ступеней служит вполне качественно, не вызывает никаких проблем. Автоматы отличаются нетрадиционным поведением в режимах D4 и некоторых вариантах принудительного зацепления передачи. Но это вопрос не к мотору, а к самой АКПП. Устройство коробки достаточно сложное, и одной из больших проблем для владельцев таких авто с автоматом станет высокая стоимость ремонта.
Тюнинг двигателя Toyota 1AZ-FE/FSE
Чип-тюнинг. Атмо
Существуют варианты по переделке двигателя в 2.4 литровый 2AZ, но стоимость подобных вещей находится далеко за гранью разумного. Поэтому рассмотрим наиболее актуальный вариант повышения мощности — наддув.
Компрессор на 1AZ-FE/FSE
На двигатели AZ, компаниями Blitz и TRD, выпускались готовые компрессор киты, от вас требуется только купить, установить, дополнить это интеркулером, блоуоффом, толстой прокладкой ГБЦ, форсунками производительностью 440сс, насос Walbro 255 lph, убрать катализатор, либо заменить выхлоп на прямоточный диаметр 63 мм, настроить на Greddy E-manage Ultimate и получить свои 200 л.с. на стандартной поршневой. Можно мозги оставить стандарт, но ехать будет однозначно хуже.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4-
<<�НАЗАД
Технические характеристики
Гидронатяжитель цепи 1AZ. Изображение toyota-club.net
Двигатель 1AZ выпущен корпорацией Тойота в 2000 году. Вес – 131 кг. Вид двигателя – рядный, 4-х цилиндровый, объемом – 1998 куб.см. Мотор имеет 16 клапанов. Максимально выдаваемая мощность агрегата 147 -152 лошадиные силы, номинальной – 145 – 150 л.с. При максимально выдаваемой мощности происходит 5,7 – 6 тыс. об/мин. Крутящий момент – 190 200 Н*м создается при 4 тыс. об/мин.
Особенности АZ-FЕ – последовательный многоточечный впрыск, система газораспределения VVT-I, цепной привод.
Блок цилиндров сделан из алюминия, гильзы тонкостенные чугунные диаметром 86 мм, ход поршня – 86 мм, степень сжатия – 9,8 – 11. Ось цилиндров расположена со смещением относительно коленчатого вала, что увеличило срок эксплуатации гильз.
Применяемое топливо – бензин АИ-95, его расход в городе на сто километров будет 11,4 литров, по трассе – 7,3 литра, при смешанной езде – 9,8 литров.
Для работы двигателя не забывайте следить за маслом. Объем масла в моторе 4,2 литра, тип масла — 0W-20, 5W20. На тысячу километров расход масла допускается заводом производителем не более тысячи грамм.
С 01.01.2016 года в РФ действует экологический стандарт Евро-5 на все автомобили. По выбросам установленная норма: СО до 0,8 г/км, СН до 0,05 г/км, NОу до 0,06 г/км.
Потребление бензина
Приведем вам заводские данные расхода двигателя 1АZ на разных автомобилях Тоyоtа.
На Камри V50 устанавливался 1АZ-FЕ в паре с 4-х ступенчатой автоматической коробкой. Потребление бензина мотором в данном варианте равно 11.4 литра в городе, 6.5 на трассе и 8.3 в смешанном режиме.
Конструкция головки блока 1AZ.
На Тоyоtа Аvеnsis на российском рынке устанавливался 1АZ-FSЕ, и агрегатировался 5МКПП и 4АКПП. Разница в среднем расходе между двумя вариантами заявляется существенная более одного литра на 100 км: 9.2л на 100км с автоматом и 8.1 с механикой.
В Европе 1АZ-FЕ устанавливался на Аvеnsis Vеrсо и агрегатировался 5-и ступенчатой механикой и 4АКПП. Расход топлива с механикой был 11.5 в городе, 6.8 за городом и 8.6 в смешанном цикле. С автоматом мотор потреблял на пол-литра больше.
Это интересно: Руководство по эксплуатации трактора Т-25 с фото, чертежами, схемами, таблицами: изучаем вместе
Неисправности и ремонт
Для двигателей характерны следующие проблемы:
- Слабым местом конструкции двигателей является крепление головки к блоку. В процессе эксплуатации резьба в блоке разрушается, нарушая герметичность соединения. После этого появляются течи антифриза или пропуск газов из одного цилиндра в другой. Компания Toyota выпускает специальные резьбовые втулки, которые вкручиваются в тело блока. После 2007 г. дефект не встречается, поскольку блок был модернизирован.
- При повышенном расходе топлива на двигателе 1AZ FSE рекомендуется провести компьютерную диагностику параметров работы системы впрыска. Одним из дефектов является пониженное давление первого насоса. Причиной являются отложения на фильтрующем элементе, установленном в топливном баке. Деталь промывается очистителем для карбюраторов или меняется.
- Одновременно рекомендуется осмотреть фильтр тонкой очистки топлива, расположенный внутри топливного модуля, находящегося в баке. Ремонт заключается в замене детали. При сборке модуля необходимо корректно устанавливать детали, поскольку ошибка при монтаже приводит к прекращению подачи бензина.
- Шум со стороны впускного коллектора при небольшой частоте вращения вала или на холостом ходу. Дефект конструкции, для ремонта необходимо установить модернизированную деталь.
- Вибрации двигателя на оборотах холостого хода. Возникают из-за конструктивных особенностей. Можно промыть дроссель и инжектор, проверить состояние опор. Вибрации уменьшаются, но полностью не исчезают.
- Рывки при наборе оборотов указывают на загрязнение дроссельного узла и заслонок, которыми регулируется геометрия впускного коллектора. Необходима очистка деталей от нагара.
- На части моторов установлена система рециркуляции отработавших газов, которые способствуют формированию нагара во впускном коллекторе. Из-за этого блок управления работает некорректно, особенно при запуске холодного мотора.
- Дефектом системы зажигания является поломка наконечников катушек. Из-за этого возникают пропуски зажигания. Ремонт заключается в замене поврежденной детали.
Эксплуатационные особенности мотора 1AZ-FE
Многие путают данную серию с моторами 1ZZ. Двигатели с обозначением ZZ имеют меньший объем, построены специально для американского рынка и имеют намного меньше детских болезней. Рассматривая плюсы и минусы покупки нового силового агрегата AZ, вы найдете больше преимуществ. Но при выборе авто с хорошим пробегом, такой мотор может принести много неприятностей. Среди эксплуатационных особенностей стоит отметить такие черты:
- продавцы нередко ремонтируют авто некачественно перед продажей, маскируют трещины на картере и другие проблемы;
- среди минусов стоит отметить малый ресурс, как для силовых установок Toyota, это также большая неприятность;
- дорогие комплектующие – еще один недостаток, при обслуживании даже оригинальный ремень генератора купить будет непросто;
- высокие требования к сервису – масляный фильтр, масла, антифризы и другие расходники должны быть очень качественными.
1az-fe под капотом rav4
Но есть и значительные плюсы агрегата. В числе преимуществ – хорошая служба топливной системы, надежность системы ГРМ на малых пробегах. Многие владельцы авто в Восточной Европе устанавливают ГБО, и мотор не теряет свой ресурс. Достаточно поменять свечи и контролировать уровень масла. Вам не придется проводить более тщательную и дорогую диагностику для поддержания работоспособности силовой установки. Даже на плохом топливе обычно не возникает серьезных проблем.
Эксплуатационные особенности мотора 1AZ-FE
Многие путают данную серию с моторами 1ZZ. Двигатели с обозначением ZZ имеют меньший объем, построены специально для американского рынка и имеют намного меньше детских болезней. Рассматривая плюсы и минусы покупки нового силового агрегата AZ, вы найдете больше преимуществ. Но при выборе авто с хорошим пробегом, такой мотор может принести много неприятностей. Среди эксплуатационных особенностей стоит отметить такие черты:
- продавцы нередко ремонтируют авто некачественно перед продажей, маскируют трещины на картере и другие проблемы;
- среди минусов стоит отметить малый ресурс, как для силовых установок Toyota, это также большая неприятность;
- дорогие комплектующие – еще один недостаток, при обслуживании даже оригинальный ремень генератора купить будет непросто;
- высокие требования к сервису – масляный фильтр, масла, антифризы и другие расходники должны быть очень качественными.
1az-fe под капотом rav4
Но есть и значительные плюсы агрегата. В числе преимуществ – хорошая служба топливной системы, надежность системы ГРМ на малых пробегах. Многие владельцы авто в Восточной Европе устанавливают ГБО, и мотор не теряет свой ресурс. Достаточно поменять свечи и контролировать уровень масла. Вам не придется проводить более тщательную и дорогую диагностику для поддержания работоспособности силовой установки. Даже на плохом топливе обычно не возникает серьезных проблем.
Плюсы и минусы
Достоинствами движков атмосферного типа 1AZ-FE являются:
- низкие вибрации и шум;
- запас надежности и приемлемая удельная мощность;
- сниженная масса и компактность конструкции;
- пониженный расход топлива и токсичность выхлопа;
- высокий ресурс в пределах 400000 км.
С другой стороны, форсировка движка очень сложная, практически невыполнимая. В момент обрыва ГРМ цепи поршень обязательно гнет клапана. В случае износа цилиндров выполнить капитальный ремонт не получится ни своими руками, ни в специализированном СТО, так как блок невосстанавливаемый. Слабыми местами мотора являются:
- топливонасос – низкий ресурс на отечественном топливе;
- впускной коллектор – пластмасса часто не выдерживает сезонных перепадов температур;
- узел крепления ГБЦ к блоку – резьба вытягивается или обрывается в ДВС до 2007 года.
Сорванная резьба внутри блока
Технические параметры двигателей Toyota 2AZ-FE
К основным техническим характеристикам данной модификации моторов относятся:
- Число цилиндров – 4.
- Число клапанов – 16.
- Наивысший показатель мощности – 160 лошадиных сил.
- Объем – 2,4 литра.
- Момент силы – при наличии 400 оборотов равняется 220 Н*м.
- Диаметр цилиндра – 8,85 сантиметров.
- Рабочий ход поршня – 9,6 сантиметров.
- Величина сжатия – 9,1 к 1.
- Детонационная стойкость топлива (октановый показатель бензина) – от 95.
За счет универсальности вышеперечисленных технических характеристик мотора, данный механизм широк используется в транспортных средствах разной ценовой категории. Однако постоянное развитие современных технологий значительно снизило авторитет двигателей серии 2AZ-FE во всем мире. К основным же техническим и эксплуатационным преимуществам двигателей несомненно относятся: большое количество технических новшеств, экономичный расход топлива, простота конструкции. Недостатком является дорогостоящий и зачастую трудновыполнимый ремонт агрегата.
В то время как стехиометрическая система (система правил и норм) выглядит следующим образом:
- Opa – гибрид минивэна и хетчбэка;
- Isis – семиместный минивэн;
- Allion – среднеформатный седан;
- Gaia – минивэн;
- Wish – трехрядный минивэн;
- Premio – переднеприводный седан D-класса;
- Noah – восьмиместный минивэн;
- Voxy – передне- и полноприводный минивэн;
- Vista – седан для внутреннего рынка;
- Avensis – среднеразмерный автомобиль в кузове трех типов;
- RAV4 – полноприводный кроссовер;
- Camry – семейный полноразмерный седан;
- Caldina – пятидверный универсал;
- Picnic – пятидверный минивэн.
Масляное голодание Менять масло можно 1 раз в 10 000 км, нет необходимости лить свежую смазку раньше. Алюминиевые блоки ходят долго, практически не изнашиваются. Поэтому срок службы при таком режиме обслуживания будет достойным.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В силу конструкционных особенностей мотор 1AZ FE более всего подвержен поломкам следующего типа:
Сильные вибрации | 1) нагар на заслонке или внутри впускного коллектора 2) поломка датчика СО
3) износ системы VVTi |
1) прочистка 2) замена лямбда-зонда или установка «обманки»
3) ремонт или замена фазовращателя |
Протечки антифриза | срез внутренней резьбы в теле блока цилиндра | нарезка новой резьбы и увеличение диаметра болта |
Плавающие обороты | 1) засорение форсунок 2) выработка свечей | 1) прочистка форсунок 2) замена свечей |
Снижение мощности при одновременном увеличении расхода масла | 1) залегшие кольца 2) износ колпачков | 1) замена колец 2) замена колпачков |
Ремонт 1AZ FE
Список моделей авто, в которых устанавливался
Габаритами и характеристиками мотор 1AZ FE идеально подходит для установки в модельный ряд Toyota:
- Opa – гибрид минивэна и хетчбэка;
- Isis – семиместный минивэн;
- Allion – среднеформатный седан;
- Gaia – минивэн;
- Wish – трехрядный минивэн;
- Premio – переднеприводный седан D-класса;
- Noah – восьмиместный минивэн;
- Voxy – передне- и полноприводный минивэн;
- Vista – седан для внутреннего рынка;
- Avensis – среднеразмерный автомобиль в кузове трех типов;
- RAV4 – полноприводный кроссовер;
- Camry – семейный полноразмерный седан;
- Caldina – пятидверный универсал;
- Picnic – пятидверный минивэн.
Toyota RAV4