Проблемы
С другой стороны, одновальные моторы серии F (то есть F23A7 и F23A1) обладали недостатками. В первую очередь это склонность к самозагрязнению, что чревато потерей ресурса. Силовые установки от Honda серий D или B «пробегали» 100 тысяч километров без существенного внутреннего износа, однако модели F-серии проходили этот порог с потерями.
После 150 тысяч километров не исключен повышенный расход масла – эта проблема встречается на многих агрегатах данной серии, а не только на F23A7 и F23A1. Причиной становился естественный износ, поэтому проблему нельзя списать на конструктивный или технический просчет. Впрочем, на двигатели серии B или D этим массово не страдали.
Вторая проблема – это клапан EGR. Отметим, что данный узел является «головной болью» для большинства владельцев автомобилей (не только марки Honda) с двигателями с EGR-клапанами. В 2.3-литровых агрегатах F-серии установлены клапана собственной конструкции, которые при пробеге 100 тысяч километров приходят в негодность – они засоряются и перестают работать (шток клинит и перестает открываться/закрываться). В результате подаваемая в цилиндры топливно-воздушная смесь получает неправильную пропорцию (воздух/бензин), и это приводит к повышенному расходу, детонации, троению на холостом ходу. Чаще всего клапан чистят, однако это временная мера, которая решает проблему на 5-10 тысяч километров. Затем его просто глушат – перекрывают с помощью металлической пластины и прошивают «мозги» на работу двигателя без клапана.
Еще одна проблема – расположение клапана холостого хода. Его поставили на дальнюю сторону впускного коллектора, куда добраться сложно. Работать с ним мастерам приходится практически «вслепую», что повышает стоимость работ, связанных с данным узлом. Также резина шлангов, через которые течет антифриз, через 10 лет гниет и рвется, что приводит к утечке охлаждающей жидкости. И хотя 10 лет – это большой срок, но на других моторах шланги служат намного дольше.
Засорение клапанов и залегание маслосъемных колец (имеется предрасположенность) приводит к повышенному давлению внутри мотора. В результате течи масла не избежать – текут кольца трамблера, патрубки радиатора и т.д. Поэтому на двигателях F23A7 и F23A1 устранение течей – стандартная практика. Часто мастерам приходится растачивать блоки цилиндров, что крайне редко требуется для моторов от Honda.
Описание двигателей F23A, F23Z5
Первые моторы серии F с объемом 2.3 литра были выпущены в 1997 году. Они созданы на базе блока цилиндров емкостью 2.2 литра, однако за счет расточки диаметр смогли увеличить на 1 мм и установить поршни с уменьшенной до 30 мм компрессионной высотой. Это позволило поднять суммарную емкость цилиндров. Также потребовалось установить коленвал с ходом поршня 97 мм, два балансирных вала и шатуны длиной 141 мм.
По сути, двигатели F23A и F23Z5 – это «рабочие лошадки», которые в основном ставились на «тяжелые» машины Accord или Odyssey, хотя модель Prelude с кузовок купе назвать тяжелой нельзя. Неофициально считается, что F-моторы – бюджетники, которые при производстве не требуют высоких затрат, а их характеристики при этом достаточно высокие.
F23A – это одновальный 4-цилиндровый мотор, с 4 клапанами на каждом цилиндре. Он оснащен одним распределительным валом (система SOHC), выпускался с 1997 по 2003 год. На головке блока цилиндров установлен газораспределительный механизм VTEC с ременным приводом. Зубчатый ремень приводит в движение распредвал. По регламенту его замена должна производиться через каждые 90 тысяч километров
При обрыве ремня мотор гнет клапана, поэтому следить за ним важно
F23Z5 – это также рядный 4-цилиндровый ДВС с системой VTEC и 4 клапанами на цилиндр. Как и у F23A, здесь диаметр цилиндров составляет 86 мм, ход поршня – 97 мм. В отличие от F23A, версия F23Z5 устанавливалась только на автомобили Honda Accord 2001-2003 года выпуска.
Морские двигатели и диверсификация производства
На данный момент ОДК создана двухтопливная модификация двигателя М90ФР, которая может быть востребована в газодобывающей отрасли, например в составе буровых платформ.
На основе М70ФРУ также разработан морской двигатель гражданского назначения — Е70/8РД. «На базе Е70/8РД создан газотурбоэлектрогенератор СГТГ-8», — сообщил Шмотин. Как Е70/8РД, так и СГТГ-8 прошли весь необходимый комплекс испытаний и готовы к серийному производству.
ОДК готова к поставкам всех вышеупомянутых гражданских двигателей, добавили в корпорации.
Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоемкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых силовых установках
Владимир Артяков, первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех»
Двигатели Honda F20A, F20B, F20B6, F20C
Серийный выпуск двигателей семейства F20 начался в 1989 году, изначально для моделей Accord и Ascot. В данных силовых агрегатах инженеры корпорации Honda Motor Co., Ltd. решили использовать открытый алюминиевый БЦ, имеющий высоту – 219.5 мм. Все 16 клапанов на моторах линейки F20A/B/B6/C приводятся в движение либо одним (SOHC), либо двумя (DOHC) распределительными валами. Основными и главными достоинством силовых агрегатов серии F20, пожалуй, являются хороший показатель вращающего момента и отличная для двухвального мотора динамика разгона. Насчет одновальных движков можно сказать, что в свое время они имели единственный плюс и замечательно подходили для крупных и «томных» автомобилей.
Силовые установки F20A/B/B6/C входят в большое семейство «F-моторов» и имеют аналоги среди агрегатов: F18, F22 и F23, только с иными номинальными объемами. Еще одна родственная серия двигателей из семейства «H» (Н22 и Н23), выпускавшаяся параллельно с представителями линейки F20, также очень близка к ним с технической точки зрения.
Практически все моторы F20 были сняты с серийного производства в 2001 году, когда на смену им пришел К20А. Модификация F20 – F20C, задержалась на конвейере компании Хонда до 2009 года.
Так как силовые установки всей серии конструктивно схожи, но отличаются по степени форсировки, максимальной мощности и некоторым другим характеристикам, то рассмотрим их по отдельности.
*Код двигателя располагается вблизи выпускного коллектора.
F20A объемом 2.0 литра с мощностью до 150 л.с. (при 6100 об/мин) и крутящим моментом 186 Нм (при 5000 об/мин) устанавливался на модели Accord, Ascot и Ascot Innova.
Характеристики F20A:
Объем двигателя, куб.см | 1997 |
Мощность, л.с. | 110-150 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 158 (16)/3800 178 (18)/4500 181 (18)/4300 186 (19)/5000 |
Расход топлива, л/100 км | 5.3-10.4 |
Тип двигателя | Рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, DOHC |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 110 (81)/6000 130 (96)/5500 135 (99)/5400 150 (110)/6100 |
Степень сжатия | 9-10 |
Ход поршня, мм | 88 |
Модели | Accord, Ascot, Ascot Innova |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
F20B объемом 2.0 литра с мощностью 200 л.с. (при 7200 об/мин) и крутящим моментом 196 Нм (при 6600 об/мин) устанавливался на модели Accord и Torneo.
Можно сказать, что F20B – аналог H22A, с электронной системой VTEC. Изначально F20B ставился на Accord и Torneo для японского рынка. Показатели максимальной мощности F20B выше, чем у F20A, и кроме этого, данный агрегат имеет вариацию с дроссельной заслонкой на 60 мм и распределительными валами от JDM H22A Black top.
Характеристики F20B:
Объем двигателя, куб.см | 1997 |
Мощность, л.с. | 135-200 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 179 (18)/5000 181 (18)/4500 183 (19)/5000 186 (19)/5000 192 (20)/5500 196 (20)/6600 |
Расход топлива, л/100 км | 4.7-8.5 |
Тип двигателя | 4-цилиндровый, DOHC, VTEC, горизонтальное расположение |
Диаметр цилиндра, мм | 85 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 135 (99)/5700 145 (107)/6000 148 (109)/6000 150 (110)/6000 180 (132)/7000 200 (147)/7200 |
Степень сжатия | 9-11 |
Ход поршня, мм | 88 |
Модели | Accord, Torneo |
Ресурс, тыс. км | 300+ |
Двигатель F22B / F22C
Двигатели Honda F22B (F22C) – 4-х цилиндровые бензиновые моторы с количеством клапанов в размере 16-ти. Как и все агрегаты серии F, данные ДВС получились достойными «рабочими лошадками» марки для авто с солидными габаритами.
Рабочий объём F22B составляет 2156 кубических сантиметров. Тип питания — инжекторный. Система газораспределения осуществляется по схеме SOHC — причём, в случае этого агрегата — без новшества VTEC от Honda.
Данная конфигурация оснащена одним распределительным валом, расположенным в верхней части головки блока цилиндров.
Технические характеристики
Производство | Honda Motor Company |
Марка двигателя | F22 |
Годы выпуска | 1991-2009 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 95 90.7 (F22C) |
Диаметр цилиндра, мм | 85 87 (F22C) |
Степень сжатия | 8.8 9.3 9.8 11.1 |
Объем двигателя, куб.см | 2156 2157 (F22C) |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 125/5200 130/5200 130/5300 135/5200 140/5600 145/5500 150/5900 160/6000 240/7800 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 186/4000 193/4000 188/4200 193/4500 193/4500 199/4500 198/5000 201/5000 220/7000 |
Топливо | 95-98 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | 145 (F22A) |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. |
11.7 6.8 8.5 |
Расход масла, гр./1000 км | до 500 |
Масло в двигатель | 5W-20 / 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 10W-50 / 15W-40 / 15W-50 / 20W-20 / 0W-40 (S2000) / 5W-30 (S2000) / 5W-40 (S2000) / 5W-50 (S2000) / 10W-30 (S2000) |
Сколько масла в двигателе, л | 3.8 4.8 (S2000) |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | 90-95 |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике |
— 300+ |
Модификации двигателя Honda F22
- F22A1 — мотор для Accord и Prelude, степень сжатия 8.8. Мощность 125 л.с. при 5200 об/мин для Аккорд и на 10 л.с. больше для американской Prelude, что достигается за счет настройки блока управления.
- F22A3/F22A7 — версия для европейского рынка, степень сжатия 9.
8, распредвалы от F22A6, выхлоп от F22A4, мощность 150 л.с. при 5900 об/мин.
- F22A4 — аналог F22A1 с другим выхлопом, мощность 130 л.с. при 5200 об/мин.
- F22A6 — аналог F22A1, но с другим впуском, выпуском, распредвалом и соответствующей настройкой блока управления. Мощность увеличена до 140 л.с. при 5600 об/мин.
- F22A9 — аналог F22A6 для Австралии.
- F22B — аналог F22A и H23A, но с двухвальной ГБЦ и степенью сжатия 9.3. Эти DOHC моторы развивают 160 л.с. при 6000 об/мин.
- F22B1 — аналог F22A, но головки этих двигателей оснащены системой VTEC, настроенной на экономию топлива.
- F22C1 — топовый вариант F22 мотора, который описан в начале статьи.
Список запчастей для ремонта двигателя F22
Полное наименование детали | Код детали |
Колпачок маслосъёмный впускной Honda код цвета «белый» (12210-P45-G01) Elring | 130.560 |
Колпачок маслосъёмный выпуск | 130.860 |
Маслосъемные колпачки (130.860+130.560) | 084.300 |
Сальник | NJ353 |
Вкладыши коренные Honda F20A/F22B/H23A Taiho | M459H-STD |
Вкладыши коренные Honda F20A/F22B/H23A Taiho | R458H-STD |
Свеча зажигания DOUBLE COPPER (RC9MCC4) Champion | OE089 /T10 |
Вкладыши коренные Honda F18/F20/F22, H22A 16V 93- NDC | MS-2213GP STD |
Полукольца упорные Honda F20A/F22B/H23A Taiho | T459A-STD |
Полукольца упорные | TW-2213A STD |
Клапан | V91730 |
Клапан выпускной Honda D13/15/16 5.5x25x118.8 UM | 16-VX173 |
Клапан впускной Honda D12-D16 5.5x29x115 (14711-PM3-000) Rocky | HMA1000 |
Втулка направляющая клапана | VAG92397 |
Втулка направляющая клапана | VAG96221 |
Насос водяной | 50 005 080 |
Вкладыши шатунные | CB-2213GP STD |
Поршень без колец Honda F22A d85.0 STD (13101-PT3-A01) Teikin | 38651 STD |
Поршень без колец Honda F22A d85.0+0.50 (13101-PT3-A01) Teikin | 38651 0.50 |
Поршень без колец Honda F22A d85.0+1.00 (13101-PT3-A01) Teikin | 38651 1.00 |
Кольца поршневые Honda F22A d85.0 STD 1.2-1.2-2.8 (13011-PT4-X01) на 4цил.TP | 32378-STD |
Клапан | V94571 |
BELT TIMING BELT | TB353 |
BELT TIMING BELT | TB354 |
Полный набор прокладок Honda F20A/F22A 1989 (061A1-PT3-000+) Eristic | EF6090 |
Комплект прокладок, головка цилиндра | 02-52695-01 |
Набор прокладок верхний | DS700 |
Нижний набор прокладок | ES700 |
Прокладка головки блока | BS700 |
Прокладка, головка цилиндра | 61-52695-00 |
Прокладка, маслянный поддон | 71-52663-00 |
Прокладка поддона | JJ417 |
Прокладка клапанной крышки | JN755 |
Прокладка клапанной крышки |
Достоинства и проблемы F22A/B/C
Двигатели F22 аналогичны моторам семейства «H», поэтому и их недостатки также одинаковы.
Следует признать, что силовые установки F22A/B/C – это настоящие «рабочие лошадки», созданные моделей, типа Accord или Odyssey. Что касается Prelude, то установку на это купе мотора из серии F22 можно оправдать с экономической точки зрения. Двигатели F22 оказались довольно дешевы в производстве, при вполне достойных технических характеристиках.
Агрегаты F22 SOHC зарекомендовали себя надежными и вполне беспроблемными моторами, несмотря на то, что в них нет ничего особенного, кроме хорошего крутящего момента, который, пожалуй, является единственным их плюсом. Даже система VTEC, установленная на F22B1, не смогла изменить общее представление, ведь на этих двигателях она срабатывала с таким опозданием, что зачастую и вовсе не ощущалась водителем.
Если же говорить про моторы F22 DOHC, то наличие второго распределительного вала позволило добавить мощности в 10 «лошадей». Взять для примера ту же версию Accord с 200 л.с. под капотом, который в свое время с легкостью давал «прикурить» многим своим конкурентам.
Плюсы
- Коленвал и шатунно-поршневая группа.
- Рабочий объем.
- Крутящий момент.
Минусы
- Высокое потребление масла.
- Течи магистралей.
- Износ патрубков системы охлаждения.
Среди наиболее часто встречающихся неисправностей F22A/B/C о, течи из узла ГРМ и неустойчивые к внешней среде маслопроводы.
После пробега в 100 тыс. км, клапан EGR также приходит в негодность, следствием чего является «подтраивание» двигателя «на горячую», после чего даже чистка не дает положительного результата. Помимо этого, стоит отметить неудобное расположение VTEC. Первоначально установка этой системы не планировалась, но со временем конструкторы добавили ее, поставив, пожалуй, в одно из самых труднодоступных мест, впрочем, также, как и клапан холостого хода, который расположен на впускном коллекторе.
Со временем, подающие антифриз шланги и патрубки радиатора, становятся очень хрупкими и имеют свойство лопаться в самые неподходящие моменты, образуя течи, через которые очень быстро уходит вся охлаждающая жидкость.
С двигателями серии F22 рекомендуется проведение регулярного обслуживания, соблюдение четких интервалов замены технических жидкостей, использование качественных расходников. Также, периодически надо чистить форсунки, клапаны EGR и холостого хода. Кроме того, следует почаще осматривать мотор возле узла ГРМ. Обрыв ременного привода из-за попавшего на него антифриза или масла, обычно приводит к замене двигателя.
2.0 контрактный двигатель f20b 40922
Контрактный двигатель f20b
Работы над 2-литровыми силовыми агрегатами серии F концерна Хонда начались еще в 1989 году. Стоит отметить, что в производстве данные агрегаты обходились достаточно дешево, но при этом имели все необходимые технические качества. Моторы F20B стали настоящими рабочими лошадками, позволяя своим владельцам неплохо экономить.
Технические параметры
Рядные 4-цилиндровые 2-литровые двигатели предназначались в основном для тяжелых машин. Аккорд – первая линия, которая получила двигатель honda f20b. Купить из Японии агрегат можно в двух вариантах – с системой VTEC и без нее. Также в устройстве двигателя разработчики применили:
- открытый блок цилиндров, выполненный из алюминия;
- 2-вальную 16-клапанную ГБЦ;
- ремень на приводе ГРМ;
- инжекторную подачу горючего с электронным управлением;
- модуль управления мотором.
Позднее Хонда расширила спекр применения данного силового агрегата, поэтому купить двигатель Хонда 2.0 f20b бу смогут владельцы следующих авто:
Модель | Годы установки | Мощность, л.с. |
Honda Torneo | 1999-2002 | 150 |
Honda Torneo 4WD | 1998-2002 | 148 |
Honda Torneo SiR | 1997-2002 | 180 |
Honda Torneo LEV | 1998-2000 | 145 |
Honda Ascot | 1992-1996 | Нет данных |
Как увеличить срок службы агрегата F20B
Серия силовых агрегатов F не затратна в обслуживании и обладает достаточно большим ресурсом почти в 400 тысяч км. Но при этом требует тщательного соблюдения всех сроков замены расходных ГСМ.
Некачественное моторное масло – один из недугов, способных убить двс f20b. Купить в Москве или в другом городе России данный мотор на замену также придется в случае необходимости капремонта. Структура агрегата достаточно сложная, и специалистов, знакомых с ней, мало. Поэтому, несмотря на невысокую цену комплектующих, капиталка обойдется в круглую сумму по причине дороговизны услуг квалифицированных мотористов.
Со стремительным развитием рынка агрегатов без пробега по РФ, специалисты все чаще советуют для замены мотора f20b, купить контрактный. Цена ввезенного двигателя заметно выше, чем у тех, что предлагаются нашими соотечественниками по объявлениям или на разборках. Но у «контрактника» обычно исключены неполадки, связанные с применением некачественных ГСМ, а у обычных б/у — нет.
Еще одно весомое преимущество контрактных двигателей – гарантийные обязательства от иностранных продавцов. В большинстве случаев выявленные при стендировании неполадки устраняются за счет приложенных гарантий.
Неисправности и ремонт двигателя Honda F20
Среди многих модификаций обыкновенных F20 моторов, которые мы описали чуть ниже, затесался очень интересный и крайне необычный мотор — F20C. Несмотря на наличие буквы F в обозначении, этот двигатель конструктивно ближе к К20А моторам.Это спортивный двигатель разработанный практически с нуля, специально для Honda S2000, и был запущен в производство с 1999 года. Он использует алюминиевый блок цилиндров, но с увеличенными диаметрами цилиндров до 87 мм, стенки цилиндров выполнены из FRM материала, а высота блока равна 224 мм. Поршни кованые, их компрессионная высота 29 мм, а степень сжатия 11.7 для JDM и 11.0 для остального мира, так же были использованы свои облегченные шатуны, длинной 153 мм. Внутрь блока установлен коленвал с меньшим ходом поршня — 84 мм. Благодаря этому удалось сделать мотор короткоходным, снизить вибрации и обойтись без балансирных валов, а также оставить рабочий объем 2.0 литра. Головка F20C, конечно же, своя, у нее отличная продувка, значительно лучше, чем у F20B. Эта ГБЦ получила доработанные впускные и выпускные каналы, увеличенные клапаны (впускные 36 мм, выпускные 31 мм), агрессивные распредвалы с фазой 300/298 и подъемом 12.65/11.66 мм, а также жесткие клапанные пружины. В отличие от F20B, привод ГРМ на F20C цепной. На этом моторе использован свой впускной коллектор, легкий маховик (6.5 кг) и выпускной коллектор 4-2-1 из нержавейки. Производительность стандартных форсунок двигателя F20C — 360 сс. Диаметр дроссельной заслонки 62.5 мм.По сравнению с F20B, двигатель F20C весит на 8 кг меньше и имеет чуть меньшие размеры.
Двигатель F20 входил в семейство F моторов и имел ряд аналогов с другим рабочим объемом: F18, F22 и F23. А также, параллельно с F-моторами выпускалась и родственная спортивная H серия (Н22 и Н23), которая очень и очень технически близка. Двигатель Хонда F20 производился до 2001 года, после чего его сняли с производства и стали выпускать всем известный К20А. Спортивная версия F20C задержалась на более долгое время — до 2009 года. С 2003 года на базе F20C начали выпускать 2.2 литровый F22C.
Модификации двигателя Honda F20
3. F20A4/F20A5/F20A7/F20A8 — аналог F20A2, но в инжекторном исполнении для автомобилей Honda Accord и Prelude для разных стран. Мощность 133 л.с. при 5600 об/мин, крутящий момент 180 Нм при 4400 об/мин. 4. F20B — уменьшенный аналог H22A, его головка похожа на H22A4 с распредвалами от Type S и оснащается системой VTEC. Степень сжатия 11, дроссельная заслонка 62.5 мм. Использовался F20B на Хонде Аккорд для японского рынка и Хонде Торнео. Мощностные характеристики F20B существенно выше обычных F20A, ведь он развивает 200 л.с. при 7200 об/мин и крутящий момент 197 Нм при 6400 об/мин. Двигатель F20B имеет вариацию с упрощенными распредвалами от JDM H22A Black top, с заслонкой 60 мм, которая использовалась на автомобилях с АКПП, мощностью 180 л.с. при 7000 об/мин, крутящий момент 192 Нм при 5500 об/мин. 5. F20B3 — аналог F20A с многоточечным впрыском топлива для европейского рынка. 6. F20B6 — аналог F20B3, но его блок накрыть одновальной ГБЦ с VTEC. 6. F20C — спортивный мотор для S2000. Описан вначале статьи. 7. F20Z1 — аналог одновальным F20A для Европы. 8. F20Z2 — аналог F20Z1 с поршнями с пониженной до 9 степенью сжатия, с другими распредвалами и прошивкой.
Проблемы и недостатки двигателей Хонда F20B/F20C
Моторы F20A/F20Z и F20B технически очень схожи с H22A и H23A, их проблемы также одинаковы. Узнать о них можно здесь. Кроме того, на F20B, из-за КХХ, могут начать плавать обороты. Двигатель S2000 значительно отличается и имеет свои проблемы: 1. Проблема с натяжителем цепи ГРМ. Посторонний шум при запуске и на холостых говорит о необходимости его замены. Обычно это происходит после 100-150 тыс. км, но может наступить и раньше 2. Проблема с ретейнерами. Из-за масляного голодания или слишком высоких оборотов, может произойти разрушение ретейнеров, что приводит к плачевным последствиям (покупке нового двигателя). Лучше замените их вместе с сухарями на доработанные от рестайлингового S2000 (после 2003 года). 3. Жор масла. Обычное дело для этих моторов и может доходить до 1 литра на 1000 км. Вероятней всего нужно менять маслосъемные колпачки и кольца, но точный диагноз поставят при вскрытии.
Для двигателя F20C очень важно использовать качественное масло и вовремя его менять, тогда удастся отсрочить появление многих проблем. Ресурс Honda S2000 двигателя довольно высок, как для высокофорсированного атмосферника и может перевалить за 200 тыс
км, если вовремя его обслуживать и использовать качественные рабочие жидкости.
За кадром
Нам в этот раз очень повезло с баварскими инженерами, которые оказались не только интересными собеседниками, но и быстрыми пилотами. На полигоне клуба ADAC под Берлином Альберт Майер и Свен Эш, разработчики шасси первой и третьей серий, с упоением водили нас паровозиком по небольшой «трёхмерной» трассе управляемости. Они комфортно чувствовали себя в роли инструкторов и мчали на своих «икс-третьих» по-мужски, позволяя нам почувствовать потенциал «единички». Её турбомотор в таких условиях расходовал свыше 20 л на 100 км, однако стоило выехать на десять минут за пределы трассы, как средний показатель опустился до 11,8 л. А ещё бортовой компьютер иногда выдаёт многозначительные послания, от которых становится не по себе. «Полное блокирование!» Куда смотреть, чего бояться? Но главная загадка мероприятия: почему всех нас, таких классных мужиков, поселили в отеле, где даже лифты розовые?
Среди пресс-материалов мне особенно понравился этот ролик на производственную тему — саундтрек к нему собран из звуков, которые издаёт сама «единичка» BMW и конвейер в Регенсбурге, где её собирают. В модернизацию завода, кстати, с 2009 года было вложено свыше 300 млн евро и ещё 370 млн будет инвестировано до 2012-го. Готовятся к запуску новой «трёшки»…