Начало работы и разборка
Перед началом работ, связанных с регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо подготовить двигатель, инструмент и сопутствующие материалы.
Автомобиль зафиксировать ручным тормозом и коробку передач перевести в нейтральное положение. В целях безопасности и исключения самостоятельного движения дополнительно под колеса установить башмаки. Открыть капот и проверить температуру двигателя, которая для проведения процесса регулировки клапанов должна быть приблизительно 20 градусов.
В качестве исключения, существует поправочная таблица зазоров клапанов в зависимости от температуры двигателя, но учитывая не предсказуемые деформации структуры металлов, мы рекомендуем производить регулирование с температурой, указанной в инструкции завода изготовителя. Именно при температуре 20 градусов, структура металла имеет стабильное состояние, без заметных тепловых линейных расширений или сжатий (отрицательные температуры).
Перед разборкой деталей и узлов для обеспечения доступа к операции регулирования клапанов обесточить бортовую электрическую сеть машины, отключив минусовую клемму аккумулятора.
Дальнейшие операции подготовки газораспределительного механизма карбюраторного двигателя отличаются от инжекторного.
На карбюраторном двигателе:
Отстегнуть фиксирующие пружинные защелки крышки корпуса воздушного фильтра или открутить гайку («барашек»);
Снять крышку и убрать в сторону элемент воздушного фильтра;
Головкой на «8» или рожковым ключом открутить четыре гайки, удерживающие корпус воздушного фильтра на верхней части карбюратора и убрать его в сторону, отделив от патрубка вентиляции картерных газов;
Снять трос привода воздушной заслонки карбюратора, открутив частично полухомут, удерживающий оболочку троса и фиксатор стержня троса;
Шлицевой отверткой отстегнуть пластмассовые наконечники привода педали акселератора на карбюраторе и удалив стопорное кольцо с оси привода, установленного на клапанной крышке, снять тягу.
На инжекторном двигателе:
- Снять ограничитель (в виде скобы) самопроизвольного сброса троса с канавки тяги дроссельной заслонки.
- Повернув против часовой стрелки тягу дроссельной заслонки вытянуть наконечник троса в сторону;
- Вывернуть головкой на «10» два болта, удерживающих кронштейн узла троса акселератора;
- При наличии адсорбера вынуть разъем на клапане продувки;
- Расслабить хомуты на патрубках воздуховода и патрубка вентиляции газов, открутить головкой «10» болт крепления пластмассовой втулки патрубков на клапанной крышке и снять их;
Головкой на «10» открутить восемь болтов крепления клапанной крышки и снять ее с головки блока. Осмотреть детали газораспределительного механизма на предмет поломок, состояния пружин.
Порядок работ
Сам ВАЗ 2107 инжектор устанавливается на ровную, хорошо освещенную площадку, зажигание выключается, стояночный тормоз приводится в действие.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Прежде чем приступить непосредственно к регулировке, нужно привести в нужное положение коленвал. Для этого необходимо произвести следующие действия:
- С головки блока цилиндров снимается крышка. Для этого ключом на 10 откручиваются 8 гаек. Рекомендуется заменить старую прокладку. После снятия крышки открывается доступ к регулировочным винтам клапанов.
- Затем проверяется натяжение цепи ГРМ и при необходимости цепь следует подтянуть. Метка на деталях ГРМ выставляется в начале процедуры и в конце.
- Снимается крышка с распределителя зажигания.
- При помощи ключа на 38 поршень четвертого цилиндра устанавливается в положение в верхней мертвой точке (до совмещения метки на звездочке и на головке блока). Перекрутка коленвала не предусматривает его обратный возврат — это следует учитывать. Поэтому при перекрутке круг надо будет прокрутить заново. Должен появится максимальный зазор между кулачками и рычагами.
- В таком положении регулируется впускной и выпускной клапан четвертого цилиндра, выпускной клапан второго цилиндра и впускной клапан третьего цилиндра.
- Между кулачком клапана и рычажком вставляется щуп. Если щуп входит с небольшим усилием и перемещается свободно, значит зазор в норме. Если щуп входит туго или наоборот, слишком свободно, значит, на двигателе автомобиля ВАЗ 2107 инжектор требуется регулировка клапанов.
При отсутствии ключа на 38, коленвал можно поставить в нужное положение двумя способами. Первый способ довольно сложный, он требует большое пространство и некоторых физических усилий. Заключается он в том, что автомобиль ВАЗ 2107 вручную толкается до тех пор, пока метки на звездочке и на головке блока не совпадут.
Для второго способа понадобится домкрат и один помощник. В то время пока один человек крутит рулевое колесо, второй будет следить за уровнем распредвала и коленчатого вала.
Некоторое внимание следует уделить и цепи ГРМ. Проверить ее натяжение можно руками — если прогиб не превышает 10 мм, натяжение ГРМ считается нормальным
Видео
В этом видео показана регулировка клапанов на ВАЗ 2106.
Видео про регулировку теплового зазора для машин ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.
Для тех, кто хочет послушать как стучат клапана на «классике» Ваз.
—>
Безусловно, каждый владелец советских автомобилей рано или поздно сталкивается с их ремонтом и настройкой разнообразных узлов. Хотя сегодня присутствие автомобилей советской эпохи на дорогах по не-многу сокращается, подобные ремонтные работы не утратили своей актуальности. И в этой статье мы поговорим с Вами как же качественно провести регулировку клапанов на ВАЗ 2106 своими руками.
Щуп
Щуп Набор щупов
В случае, если зазор будет находиться в неправильном положении, или в его регулировке будут допущены некоторые ошибки автомобиль может потреблять намного больше топлива от положенного, но при этом его мощность может существенно понизиться.
Пред тем, как приступить к работе вы должны понимать, что данная процедура требует определенных знаний и может занять некоторое время. Работу необходимо проводить, следуя определенному алгоритму и разделить её на несколько основных этапов:
- Первоначально автомобиль должен находится в максимально ровном положении. Доступ к моторному отсеку при этом должен быть свободным.
- Также позаботьтесь о том, чтобы рабочая зона была хорошо освещена. Если работа будет производиться в гараже, то советуется воспользоваться дополнительной переносной лампой, благодаря которой вы сможете увидеть даже самые труднодоступные места.
- Силовой агрегат должен быть холодным для обеспечения норм безопасности.
В процессе разборки необходимо:
- Снять воздушный фильтр.
- Далее отсоединить все возможные патрубки непосредственно от крышки фильтра.
- Также демонтируйте крышки ГБЦ, трос подсоса и тяги акселератора.
Для того, чтобы процесс разборки был более удобным:
- Демонтируйте крышку трамблера.
- Также проверните коленвал до совпадения меток на шкиве и крышке сальника. Такое положение коленвала будет свидетельствовать о том, что поршень четвертого цилиндра будет находиться в точке сжатия.
И так, что бы правильно произвести регулировку клапанов, необходимо точно придерживаться определенного порядка. Нарушать порядок регулировки нельзя.
Таблица по регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106:
Угол поворота коленчатого вала | Угол поворота распределительного вала | Номера цилиндров | Номера регулируемых клапанов |
---|
Далее ознакомьтесь с тем, на сколько градусов необходимо проворачивать коленвал для регулировки одного или другого клапана:
Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106. Видео
Вашему вниманию предоставлено несколько видеороликов — примеров как производится регулировка клапанов:
Старайтесь соблюдать алгоритм, чтобы не допустить всевозможных ошибок, которые могут привести к более серьезной проблеме.
Последовательный алгоритм действий
Если вы сохранили необходимое положение исходя из меток обязательно обратите внимание на зазор кулаков 8 и 6 распредвала. Запомните такой важный факт, как подсчет
Начинать его необходимо с метки звездочки, которая расположена ближе к лобовому стеклу. Приступайте к подсчету именно от этого кулачка.
Далее возьмите щуп и поместите его под распределительный вал, который находится чуть выше рокера. В случае, если щуп зашел свободно немного ослабьте гайку 17 рокера, где проделываются замеры. Во избежание прокрутки немного ослабьте гайку на 13. Далее необходимо произвести затяжку гайки на 17 после чего измеряется зазор. Вам необходимо сделать так, чтобы, проникая в зазор щуп входил туго, с небольшим усилием, но, чтобы не гнулся. Если такой результат был достигнут можно приступать к следующему кулачку.
Возьмите ключ, и прокрутите вал на 6 ходов. Обратите внимание на метку, она должна стать на 9 часов, при этом совпасть сметкой, находящейся на шкиве. Теперь можно приступать к регулировке 4 и 7 кулачков. Данный процесс идентичен с выше написанным.
Далее прокручиваем вал на 180 градусов, чтобы метка, находящаяся на звездочке, приняла положение на 6 часов. Обратите внимание, чтобы на шкиве метка четко с ней совпадала. Теперь можно регулировать кулачки под номером 1 и 3.
Прокручиваем вал до положения на 3 часа, после чего регулируем кулачок 2 и 5.
На завершающем этапе необходимо прокрутить коленчатый вал с помощью стартера, после чего следует произвести контроль проведенных работ и затянуть все гайки. Установка демонтированных ранее деталей должна производится строго в обратном порядке. Если есть необходимость сменить прокладку крышки, то это можно сделать в процессе сборки.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107
Сначала подготавливаем автомобиль:
- подождать пока двигатель остынет, если он работал;
- поставить машину на ровное место;
Порядок регулировки клапанов:
-
- Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
- Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
- Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
- Снять тягу дроссельной заслонки.
- Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
- Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
- Снимаем крышку трамблера (распределителя).
- Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
- Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
- После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107. Угол проворота коленчатого вала Регулируемые клапана 8 и 6 180 4 и 7 360 1 и 3 540 5 и 2 Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.
- Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
- Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением. Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко или с большим усилием, то надо регулировать.
- На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
- Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
- Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер. Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.
- После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.
Подготавительные мероприятия
Для того, чтобы регулировать клапана на ВАЗ 2106 много инструмента не нужно, список приведен ниже.
- Широкий щуп для замера зазора 0,15 мм (узкий не подойдет, есть специальные вазовские);
- Ключ специальный для проворачивания колен вала двигателя (можно обойтись без него);
- Торцовый ключ на 10 для снятие крышки клапанов;
- Широкая плоская отвёртка;
- Рожковые ключи на 13 и 17;
- Стандартный набор инструментов.
Вид щупа для регулировки вазовских клапанов.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107
Сначала подготавливаем автомобиль:
- подождать пока двигатель остынет, если он работал;
- поставить машину на ровное место;
Порядок регулировки клапанов:
- Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.
Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.
Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
Снять тягу дроссельной заслонки.
Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
Снимаем крышку трамблера (распределителя).
Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.
Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107. | |
Угол проворота коленчатого вала | Регулируемые клапана |
8 и 6 | |
180 | 4 и 7 |
360 | 1 и 3 |
540 | 5 и 2 |
Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.
Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением. Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко или с большим усилием, то надо регулировать.
На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер. Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.
После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.
Особенности операции на автомобиле ВАЗ-2107 инжектор: инструкция с применением микрометра
Конструкция двигателей ВАЗ-2107 с карбюратором и инжектором идентична, за исключением системы подачи топлива. Однако этот фактор не играет никакой роли в регулировании клапанов. Порядок регулировкиделается так же, как и с карбюратором «семерка». Единственное отличие состоит в том, что до шкива коленвала будет сложно его повернуть. Для этого рекомендуется повернуть шкив плоской отверткой. Отвертка помещается между зубьями шкива коленчатого вала, а затем, с помощью упорного ребра датчика коленчатого вала, он перемещается.
На автомобилях с форсунками рекомендуется провернуть шкив коленчатого вала отверткой с плоским шлицем.
Провести диагностику клапана на ВАЗ-2107 можно не только датчиками, но и микрометром. Рассмотрим этот процесс на инжекторе ВАЗ-2107 микрометром.
- Микрометр крепится к специальной рейке, а рейка крепится к штифтам крепления распределительного вала. При установке рейки сначала затяните все три болта, затем слегка ослабьте центральный болт, пока изделие не перестанет двигаться.Микрометр устанавливается на рейку и фиксируется на штифте распредвала.
- Затем микрометр устанавливается на рельс. При выполнении процедуры с самого начала поместите микрометр на край кулачка регулируемого клапана (для 6 и 8), а микрометр — на самый край кулачка регулируемого клапана.
- Осмотр проводится. Для этого используется специальный ключ, который идет в комплекте с устройством. Эта кнопка используется для захвата кулачка клапана и считывания соответствующего значения микрометра. Это значение должно составлять 0,52 мм на устройство. Если есть отклонения, проводится юстировка.
- Регулировка производится так же, как и для щупа. Ослабьте стопорную гайку ключом «17», затем установите необходимое значение, поворачивая гайку ключом «13». Продолжайте регулировку, пока стрелка на шкале не укажет на значение в 52 деления (черная шкала). Показание микрометра соответствует зазору 0,15 мм при измерении контактным щупом. 52 точки по черной шкале соответствуют значению зазора 0,15 мм.
- Когда показание микрометра будет в пределах 52 цифр, затяните контргайку.
- Такая же процедура будет использоваться для каждого клапана. Обязательно перемещайте шкив коленчатого вала для каждой последующей пары клапанов.
Установите на стержень микрометр и закрепите его на штифте распределительного вала.
Микрометр ставится на самый край кулачка регулируемого клапана.
Показания черной шкалы 52 делений соответствуют апертуре 0,15 мм.
Процедура настройки микрометра является наиболее точным методом и поэтому широко ценится. Зазор клапана можно отрегулировать с помощью микрометра, даже когда клапан горячий.
Использование микрометра — наиболее точное
Важно отметить, что ламели бывают разных типов, но принцип действия схож. Если вы владелец автомобиля ВАЗ, рекомендуется приобрести микрометр, который позволит с высокой точностью выставить зазор в клапанах
В материале рассмотрены два возможных способа регулировки клапанов карбюратора и инжектора типа ВАЗ-2107. После выполнения таких манипуляций следует проверить работу двигателя. Звонок должен исчезнуть. Если после выполнения этой процедуры посторонний шум все еще слышен, значит, проблема не в клапанах.
После регулировки зазоров работа двигателя изменится не только на слух, но и во время движения
Увеличится динамика разгона автомобиля и снизится расход топлива, что особенно важно для двигателей с форсунками. Отечественным автовладельцам необходимо изучить один из вышеперечисленных способов, который позволит самостоятельно регулировать клапаны в домашних условиях
Вид Константинополя и Босфорского залива
«Вид Константинополя и Босфорского залива»
Во время своего путешествия в Османскую империю, Айвазовскому больше всего понравился великий город и его порты, не обошел вниманием автор и сам Босфорский залив
Вернувшись домой, Айвазовский написал картину, которая в 2012 году была оценена в более в чем три миллиона фунтов стерлингов или 155 млн. российских рублей. На картине детально изображены порт Константинополя, мечеть, турецкие корабли, солнце, которое вот-вот готовиться скрыться за горизонтом, но более всего притягивает голубая водяная гладь и дает возможность полотну называться одной из самых известных картин Айвазовского.
Начинается ремонт
Когда проблема установлена, можно (и даже необходимо) приступать к ремонту. Чтобы добраться к самим рычагам клапана, предстоит сделать небольшие подготовительные разборки, которые дадут доступ к распредвалу.
- Первым пунктом для этого станет инжектор, поскольку здесь расположен и воздушный клапан двигателя, и защитный корпус, который должен быть снят, как и другая ременная защита.
- Все щитки и крышки тоже нужно снимать, так как работать необходимо в удобности, так как несмотря на относительную простоту – работа все же тонкая.
Схема работы будет знакома для всех владельцев машин ВАЗ вплоть до версии 2107. Порядок регулировки (как и работа силового агрегата в целом), у машин этой серии одинаков. Поэтому в ремонте сюрпризов не будет. Порядок нумерации клапанов начинается от шестерни, ближе к распредвалу. Ремонт нужно начинать с четвертого (тот, который ближе всего к салону авто).
Что касается самой регулировки, то здесь важно быть максимально внимательным. Для этого не потребуются линейки или штангенциркули. Везде на всех деталях, которые имеют какое-либо отношение к работе клапанов, есть отметки
Нужно соблюдать их совпадение. Метка на коленвале должна совпасть с меткой защитного ременного корпуса. Но перед этим следует отрегулировать ВМТ 4 клапана
Везде на всех деталях, которые имеют какое-либо отношение к работе клапанов, есть отметки. Нужно соблюдать их совпадение. Метка на коленвале должна совпасть с меткой защитного ременного корпуса. Но перед этим следует отрегулировать ВМТ 4 клапана.
К зазорам лучше заглядывать каждые 15-20 тыс
пробега (заодно вниманием нужно окинуть и карбюратор, чистка которого также способствует стабильной работе авто). Но так как машина – это дело практичное, одним описанием тут не обойдешься. Ниже наглядно можно увидеть, как проводится регулировка клапанов
Ниже наглядно можно увидеть, как проводится регулировка клапанов.
Краткий экскурс в историю
Автомобиль ВАЗ 2107 был инжекторным не всегда. Сначала эти машины комплектовались обычными карбюраторами. А системой принудительного впрыска топлива машину начали комплектовать только в 2006 году. Причина проста: автопроизводитель старался подогнать свои машины под стандарт, ныне известный как «Евро 2», а для этого требовалось изменить ряд характеристик машины. Главное достоинство замены карбюраторной системы на систему электронную состояло в том, что в инжекторном варианте не было необходимости в тонкой настройке впрыска. То есть никакого «плавания» на холостых оборотах у инжекторных автомобилей не было. Но были и недостатки. Например, повышенные требования к топливу. Катализатор у инжекторных «семёрок» находился прямо под днищем, а значит, дорожный просвет становился меньше. Ремонт таких машин был сложнее, поскольку добраться до некоторых деталей было трудно.
Выставление зазоров в клапанах с помощью индикатора
Порядок РК при пользовании индикатором в целом не отличается от последовательности действий при регулировке с помощью щупа, но применяется другой инструмент. Для настройки клапанного механизма в этом случае понадобится рейка (планка) и сам индикатор, приспособление комплектом продается в специализированных автомагазинах. При большом желании планку для установки индикатора можно изготовить самостоятельно, в интернете найти необходимый чертеж не составляет проблем.
При выставлении зазоров с помощью индикатора получается более точная настройка, так как щуп не способен уловить все неровности кулачков распредвала, выработку на рокерах. Порядок действий РК с использованием специального приспособления здесь следующий:
- так же как и при регулировании с помощью щупа, устанавливаем нейтральную передачу, открываем капот, снимаем клапанную крышку;
- совмещаем метки распредвала для настройки 8-го и 6-го клапана;
- на шпильках левой стороны постели распределительного вала крепим индикаторную планку;
- если мы регулируем шестой клапан, индикатор с помощью держателя закрепляем сверху соответствующего (6-го) рокера;
- с помощью ключа или рукой поднимаем и опускаем рокер, замечаем по индикатору, на сколько делений отклоняется стрелка.
Здесь есть смысл обратиться к таблице, где приводятся данные по индикаторным настройкам, так как при регулировке щупом ТЗ измеряется в миллиметрах, а индикатором – в делениях. Например, для стандартного значения 0,15 мм соответствует индикаторный показатель 52, это означает, что стрелка при положенном зазоре отклоняется на пятьдесят два деления. Если ТЗ больше нормы, его нужно уменьшить, рассмотрим, как это происходит:
- допустим, вместо положенных 52 индикатор показал значение 72 («лишние» 20 делений);
- ставим стрелку на «ноль», расслабляем контргайку, ключом на 13 поворачиваем регулировочный болтик в сторону уменьшения зазора, наблюдаем за индикатором;
- при повороте ключа индикаторная стрелка начинает отклоняться против часовой стрелки, необходимо, чтобы она «прошла» 20 делений (так как 72-52=20);
- добившись нужного показания на стрелочном приборе, придерживая ключиком на 13, «семнадцатым» ключом затягиваем контргайку;
- отрегулировав так оба клапана (8 и 6), поворачиваем к/вал, регулируем кл. №4 и 7, затем дальше повторяем все операции, которые были описаны ранее для карбюраторного ДВС.
После регулировки устанавливаем клапанную крышку, запускаем мотор, смотрим, как он работает, слушаем, нет ли посторонних звуков.
Как отрегулировать с помощью рейки и индикатора
Ещё для регулировки теплового зазора клапанов может применяться специальная рейка в паре с индикатором. Этот набор помогает добиться большей точности, нежели при использовании щупа или шайб.
Набор с рейкой и индикатором для регулировки тепловых зазоров клапанов
Порядок работ следующий:
- После подготовительных процедур и демонтажа крышки клапанов мотор прокручивается до совпадения метки на шестерне распредвала с корпусной меткой.
- Маркером на обратной стороне шестерни относительно заводской метки можно через каждые 90 градусов проставить свои отметки.
- При помощи трёх болтов фиксируем рейку на выступе блока подшипников.
- В специальное гнездо на планке ставится стрелочный индикатор с установленной на «0» шкалой.
- Специальным приспособлением берётся кулачок и тянется вверх, после чего стрелка индикатора сместиться на 50–52 деления. Если полученные цифры отличаются, тогда клапан регулируется по сценарию, описанному при работе с щупом.
Для этого следует выполнить следующие действия:
- Снимаем пластмассовый кожух двигателя (держится на резиновых защёлках).
- Демонтируем катушки зажигания и клапанную крышку.
- Выставляем по меткам оба распредвала (здесь же указаны номинальные зазоры впускных и выпускных клапанов).
Дизельный двигатель
Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.
Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.
Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!
Ваз 2101 — регулировка клапанов
При обслуживании двигателей классических Жигулей, возникает ряд работ, пренебрегать которыми просто преступно по отношению к мотору. Проверка теплового зазора клапанов и при необходимости его регулировка — как раз тот случай
ВАЗ 2101, как самый яркий представитель классики, неприхотливый в обслуживании и достаточно выносливый автомобиль, однако и ему необходимо уделять внимание
Значение теплового зазора клапанов
Тепловой зазор клапанов в газораспределительном механизме необходим для того, чтобы компенсировать тепловое расширение деталей головки блока цилиндров и самого корпуса головки блока. Если не отрегулировать или не проверить зазор вовремя, весь газораспределительный механизм будет работать некорректно, что повлечет за собой значительную потерю мощности, неоправданно высокий расход горючего и нестабильность работы двигателя в любых режимах.
Завод рекомендует проверять тепловой зазор не реже, чем каждые 15-20 тысяч км, хотя многие сокращают этот интервал, зная о качестве масел и запасных частей.
Как бы там ни было, а проверять зазор нужно не только ориентируясь на межсервисный пробег, но и на поведение двигателя.
О нарушении теплового зазора может говорить характерный стук в газораспределительном механизме, а также те проявления, которые уже были названы.
Ваз 2101 на газу и тонкости регулировки
Фазы газораспределения в двигателе ВАЗ 2101 регулировка клапанов которого стоит на повестке дня сегодня, рассчитаны таким образом, что они обеспечивают не только оптимальное заполнение камеры сгорания топливо-воздушной смесью, но и содействуют продувке камеры сгорания в конце рабочего такта. Это дает возможность двигателю работать с полной отдачей и оптимальным расходом бензина или газа.
Кстати, ВАЗ 2101 на газу также требует регулировки теплового зазора, но при этом должен быть учтен припуск в 0,05 мм. Этого требует более высокое октановое число газовой смеси по сравнению с бензином и несколько другие условия работы газораспределительного механизма под воздействием более высокой температуры.
Проверка теплового зазора
Для начала проверим тепловой зазор и сделаем это после 15 тысяч пробега, независимо от того, проявляется нарушение номинального значения, или нет. Для этого будет необходим минимальный набор инструментов и эта таблица, которая указывает порядок регулировки клапанов.
Как видим, замер и регулировка должны проводиться в строгом соответствии углу поворота коленчатого вала относительно меток на его шкиве и передней крышке двигателя. Соотношение меток показано на фото ниже. Как вариант, и чтобы не ошибиться, можно проставить яркие метки маркером на приводной шестерне распредвала. Примерно так.
Для контроля зазора между клапаном и рычажком необходимо иметь приспособление для регулирвки клапанов или минимальный штатный набор инструментов и регулировочный щуп для регулировки с толщиной рабочей части 0,15 мм. Пожалуй, не стоит описывать процесс демонтажа воздушного фильтра и его корпуса. Единственное, желательно проложить в карбюратор кусок ветоши, чтобы не уронить в коллектор гайку или еще какую-нибудь мелочь.
Технология регулировки
После этого снимается крышка клапанного механизма и коленвал выставляется в начальное положение, согласно таблице и фото с метками. Замеры и регулировка клапанов проводятся только на холодном двигателе. То есть, его температура не должна превышать 20-30 градусов. Схематически, методика регулировки или проверки зазоров выглядит так:
- Коленвал выставляется по метке, при этом метка на приводной шестерне должна совпасть с приливом на корпусе распредвала. В этой позиции четвертый поршень находится в такте сжатия, а значит оба клапана обязаны быть полностью закрытыми.
- После этого щупом проверяется зазор в рычажках четвертого цилиндра, исходя из таблицы, это восьмой и шестой кулачки. Щуп вставляется между рычажком и кулачком распредвала. При нормальном зазоре щуп должен проходить с ощутимым усилием.
- Если зазор мал и щуп не проходит между кулачком и толкателем, откручивается контргайка, а вращением регулировочного винта зазор доводится до номинала.
- После затяжки контргайки необходимо проверить зазор повторно.
Точно так же происходит регулировка зазора на остальных цилиндрах после вращения коленвала на указанный угол.
Собственно, это все, что нужно знать о регулировке зазоров. После проверки желательно заменить прокладку клапанной крышки, особенно, если она уже потеряла эластичность. Удачной всем регулировки и тихих клапанов на вашей копейке!
Ваз 2101 — тюнинг двигателя