Лада 2108 с миру по нитке в 13ку › Бортжурнал › Чистка, перебор и настройка карбюратора Солекс 21083
Первая запись в БЖ — все записи по мере выполнения работ и состоянию здоровьяНа фотографии представлено два карбюратора Солекс 21083, слева производство хытай, справа производство USSR.
Итак, начнем чистку и разборку
1. Нужно произвести поверхностную очистку карбюратора, для того что бы в дальнейшем грязь не попала во внутрь.2. откручиваем 2 болтов соединяющий крышку карбюратора с корпусомКороче разбираем все что можно раскрутить отверткой, не забываем снять топливные жиклеры под воздушными, вытащить слоник и снять распылители.3. производим тщательную чистку карбюратора с помощью баллончикадалее я разделю действия так как у меня карбюраторы себя повели по разному!))Карбюратор маде ин СССРпосле чистки, поставил новый рем комплект, поставил топливные жиклеры 97,5 в обе камеры, в первичку поставил воздушный 155, во вторичку 125.при сборке ускорительного и холостого нужно притереть повехность на старых карбах, да и на новых тоже, так как качество отставляет желать лучшего
Вращаем его или рожковым ключом на 7мм, или шлицевой отверткой (3мм).
Замеряем его щупом или проволокой.
Регулируем зазор вращая шлицевой отверткой винт в крышке пускового устройства,предварительно ослабив его контргайку рожковым ключом на 8 мм.Винт заворачиваем (по часовой стрелке) — зазор уменьшается, отворачиваем (против часовой стрелки) — зазор увеличивается.
спасибо тому кто дочитал до конца
ну и результаты всего проделанного: подведение итоговна деле в моем случае завдские настройки проявили себя лучше чем настройки господина Травникова.
Особенности устройства, его варианты
Карбюраторы типа Солекс 21083 рассматривается как базовая модель для других модельных вариаций. В данном видео, вам расскажут, как работает карбюратор Солекс 21083, а так же как его настроить и отрегулировать. Приятного просмотра!
Поэтому он интересен для конструкторов возможностью протачивания и усовершенствования под практически любой по значению диффузор. Индивидуальные размеры согласованных деталей, что иногда наблюдается в старых автомобилях после капитального ремонта, отлично регулируются в карбюраторах типа Солекс.
Тем не менее, он неприемлем для автомобилей с объемами двигателя более полутора литров. В этом случае двигатель будет задушен при езде на сравнительно высоких оборотах. Примечательно, что карбюраторы данного типа позволяют значительно улучшать динамические показатели вашего автомобиля.
При подаче обедненной смеси можно просто установить жиклеры большего сечения. Строение карбюратора достаточно простое и каждый автолюбитель может разобраться в нем самостоятельно.
Это следующие узлы:
- Две камеры, необходимые для систем холостого хода, где имеется переходная система для одной камеры;
- Две синхронные дозирующие системы;
- В устройстве карбюраторов данного типа включается ряд ответственных узлов, среди которых большое значение имеет экономайзер режима мощности;
- Насос диафрагменного ускорительного типа;
- Пусковой полуавтомат;
- Система перехода второй камеры;
- Топливные фильтры.
Это базовый комплект, который в некоторых моделях имеет небольшие изменения и дополнения.
Разборка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс:
Спасибо огромное за такой подробный и обстоятельный ответ! С ускорением и провалом проблем вроде бы нет. Есть такой момент, когда долго постоишь на холостых, мотор хорошо прогреется, вентилятор несколько раз включится или скажем летом, когда температура двигателя повышается выше обычной ( заглушил двигатель, сходил по делам, вернулся, завёл ), то бывает проскакивает несколько затупов при старте и во время езды, но через минуту всё ровно. Были разные мысли, но решил попробовать двинуть трамблёр на +. Пока затупы не появлялись.
Переходная система второй камеры необходима для принудительной подачи топлива при начале открытия дроссельной заслонки второй камеры, чтобы обогатить смесь и предотвратить «провал». Ориентировочно это переход от режима средних нагрузок к мощностным, например ускорении при движении со средней скоростью. Если трубка забора топлива треснула выше уровня топлива в поплавковой камере, то разрежение (которым «высасывается» топливо) в переходной системе снизится, бензина под дроссельную заслонку выльется мало и наступит «провал». Если трубка треснула на той части, что погружена в бензин, то в принципе ни чего страшного. В большинстве случаев работа переходной системы второй камеры незаметна и малозначительна. Поэтому если нет сильно выраженного «провала» в работе двигателя при ускорении автомобиля в движении, то можно не обращать особого внимания на эту проблему.
Последовательность действий при регулировке
- Проверьте натяжение троса, может быть два варианта – чрезмерное натяжение или недостаточное;
- С помощью ключа на 13 отрегулируйте натяжение троса;
- Проведите проверку: при выжатой педали газа заслонка должна быть открыта полностью, при отпущенной педали – закрыта;
- Ключом на 13 отрегулируйте положение контргайки так, что результат стал оптимальным.
Далее наступает очередь воздушной заслонки:
- Нужно снять крышку с воздушного фильтра;
- При необходимости замените фильтр;
- Проведите проверку: если ручка подсоса утоплена полностью, то заслонка должна находиться под торпедой и быть полностью открытой;
- Поверните рычаг заслонки до полного открытия;
- Утопите рычаг до упора;
- Выньте трос из изоляции и прижмите болт регулировки тяги;
- Снова проведите проверку заслонки;
- Если нужно, продвигайте постепенно оболочку троса, зажмите болт крепления;
- Если нужный результат достигнут, затяните болт к рычагу и закройте крышку фильтра.
Следующий шаг – пусковое устройство. Отрегулировать его можно без снятия карбюратора и со снятием. Если снять карбюратор нет возможности, нужен тахометр. Снимите корпус воздушного фильтра и выньте рычаг воздушной заслонки полностью. Рычаг расположен под торпедой в салоне. Запустите мотор и понаблюдайте за тем, что произойдет.
Откройте воздушную на треть, используя плоскую отвертку. С помощью ключа на 7 откручивайте болт регулировки, пока не добьетесь на тахометре показаний в 3100-3400 оборотов. После достижения результата опустите заслонку.
Далее регулируем холостой ход карбюратора:
- Зарядите аккумулятор;
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры;
- Включите фары, аудиосистему и другие элементы, потребляющие электрическую энергию;
- Добейтесь максимальных оборотов на холостом ходу;
- Вращая винт качества, снизьте обороты на 50-150.
Помните о том, что если карбюратор регулярно чистить и настраивать, то он будет работать долго, ремонт и замена не потребуются, кроме того, это снизит расход топлива.
Устройство карбюратора
Сегодня существует множество различных моделей карбюратора, в их числе, изображенный на фото вверху. Устройство это служит для приготовления и подачи смеси из воздуха и бензина в двигатель. Однако во всех карбюраторных двигателях, которые используются в отечественных и даже импортных автомобилях, есть возможность уменьшить расход бензина и сделать любой карбюратор немного более экономичным. Инструкция по повышению экономичности:
Даже простейший карбюратор имеет в конструкции: дроссельную заслонку, диффузор, поплавковую камеру с поплавком, жиклёр с распылителем Бензин поступает по магистрали из бака в поплавковую камеру
В этой камере располагается латунный поплавок (он пустотелый) и на него опирается запорная игла
Если уровень бензина в камере доходит до определенного уровня, тогда поплавок всплывает, давит на иглу, заставляя перекрыть подающую трубку, и после этого подача бензина в карбюратор останавливается
Когда двигатель работает, горючее расходуется, и соответственно его уровень внутри камере понижается, при этом поплавок опускается, перестает воздействовать на иглу и игла снова открывает трубу, возобновляя подачу топлива
Благодаря работе такой системы внутри поплавковой камеры поддерживается необходимый уровень горючего, что очень важно, чтобы правильно работал мотор и для регулирования расхода бензина
Чтобы снизить расход бензина своими руками на автомобиле, имеющем карбюраторный тип двигателя, вам необходимо будет приобрести в магазине специализирующемся на автомобильных запасных частях, специальный ремкомплект, в котором размер жиклеров будет меньше, чем имеются в стандартном карбюраторе
При этом, цена ремкомплекта на отечественный автомобиль как правило, будет на порядок ниже, чем на импортный
Топливный жиклер предназначен для того, чтобы подавать бензин в распылитель из поплавковой камеры
При этом количество подаваемого топлива зависит напрямую от типа этого жиклёра, а точнее от его размера и формы
А, следовательно, чем меньше у вас объём мотора, на который был рассчитан жиклёр, значит, тем меньше бензина будет поступать через него в распылитель, а это значит, что и расход его будет меньше
Поэтому, чтобы снизить расход в карбюраторе, вам достаточно будет приобрести ремкомплект с подходящими жиклерами, однако рассчитанными на сниженный объем двигателя
Например, на карбюратор ваз 21011, рассчитанный на объем мотора 1.3 литра вам необходимо будет приобрести ремкомплект для Таврии. Объём двигателя, у которой, 1.1 литра
После приобретения подходящего ремкомплекта, снимаете карбюратор и разбираете его
Меняете его стандартные жиклеры, на новые отверстия которых, рассчитаны для двигателя меньшего объема
Затем собираете карбюратор и возвращаете его на место
После правильной разборки и правильной сборки, а так же установки таких жиклеров расход бензина должен снизиться
Разборка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс: 7 комментариев
Спасибо огромное за такой подробный и обстоятельный ответ! С ускорением и провалом проблем вроде бы нет. Есть такой момент, когда долго постоишь на холостых, мотор хорошо прогреется, вентилятор несколько раз включится или скажем летом, когда температура двигателя повышается выше обычной ( заглушил двигатель, сходил по делам, вернулся, завёл ), то бывает проскакивает несколько затупов при старте и во время езды, но через минуту всё ровно. Были разные мысли, но решил попробовать двинуть трамблёр на +. Пока затупы не появлялись.
Переходная система второй камеры необходима для принудительной подачи топлива при начале открытия дроссельной заслонки второй камеры, чтобы обогатить смесь и предотвратить «провал». Ориентировочно это переход от режима средних нагрузок к мощностным, например ускорении при движении со средней скоростью. Если трубка забора топлива треснула выше уровня топлива в поплавковой камере, то разрежение (которым «высасывается» топливо) в переходной системе снизится, бензина под дроссельную заслонку выльется мало и наступит «провал». Если трубка треснула на той части, что погружена в бензин, то в принципе ни чего страшного. В большинстве случаев работа переходной системы второй камеры незаметна и малозначительна. Поэтому если нет сильно выраженного «провала» в работе двигателя при ускорении автомобиля в движении, то можно не обращать особого внимания на эту проблему.
Спасибо за ответ! Она вроде бы свою работу выполняет — продувается, но не могу разобраться в месте удара трубка цела или нет… и если нет…, то на что это может оказывать влияние? Сплющено возле самого входа трубки в корпус.
Эти трубки менять не приходилось. Менял трубку в канале СХХ. Там нужно вставить во внутрь сверло 2 мм, обернуть трубку куском наждачной бумаги, ухватиться за нее плоскогубцами и вытащить трубку из посадочного гнезда. Усилие при вытаскивании трубки не очень большое. Новую трубку просто вставлял в отверстие и слегка сверху стукал молотком. В трубки эконостата и переходной системы сверло конечно не вставить, поэтому есть риск их повредить. Но если трубка уже повреждена, то вполне возможно ее вытащить и заменить другой. Если есть возможность, конечно лучше поискать другую крышку карбюратора.
Коллеги, подскажите пожалуйста каким образом монтируются трубки эконостата и переходной системы второй камеры? Кто-то мне сплющил трубку переходной системы второй камеры. Пока не понял для чего именно это было проделано. Видимо… для экономии топлива. Но что-то мне не очень её вид нравится. Удар был видимо отвёрткой. Вот думаю… возможно ли её заменить?
Как же ты это проверил.если обратка в бак
Я разобрал промыл,почистил,взял б/у 83 солекс. Эконмайзер мощностных режимов,я сделал так:жиклер заглушил,пружинку с диафрагмы убрал. Жиклеры поставил в 1кам.тж-85 чють,чють роздал;вж-168; во вторую тж-95;вж-125; Обратка прямо в бак-это обязательно. Итог:проехал на 1литре-15.5км.Но еще не все подкорректировала.Но машина классика,не уступает почти никому.
Основное количество автомобилей ВАЗ семейства «Самара», и частности ВАЗ-2109, с конвейера шли с карбюраторной системой питания, и только позже небольшая серия получила инжекторы. Карбюраторная система обладает простой конструкцией и достаточно надежна, но основной ее составной элемент – карбюратор требует периодической регулировки. ВАЗ-2109 и иные модели семейства комплектовались карбюраторами «Солекс», отличающиеся сравнительно простой технологией регулировок, выполнить которые может каждый автолюбитель.
Основных настроек карбюратора две – уровня топлива в поплавковых камерах и оборотов двигателя на холостом ходу (ХХ). Эти регулировочные работы проводят при нестабильности работы мотора на холостом ходу и еще при проявлении определенных симптомов неправильной работы системы питания:
Эти проблемы указывают на то, что уровень топлива в камере не в норме.
Жиклеры и ускорительный насос
Владельцы карбюраторных авто знают, что жиклеры меняются, но далеко не всегда понимают, для чего необходимы жиклеры и как их размер влияет на работу карбюратора. Начнем с того, что двигатель засасывает воздух через специальное отверстие, выполненное в большом диффузоре. Параллельно с этим через топливный жиклер затягивается некоторое количество горючего. Рабочий объем двигателя напрямую влияет на то, сколько воздуха через диффузор затянет двигатель за определенное время, а также на количество бензина, засасываемое параллельно с воздухом.
Теперь поговорим об ускорительном насосе. Насос-ускоритель обеспечивает подачу дополнительного количества топлива в момент открытия дроссельной заслонки, что позволяет более эффективно ускориться. Задействуется насос при помощи специального кулачка. На моторах с установленным карбюратором Солекс указанный кулачек ускорительного насоса необходимо ставить самый большой.
Также следует уделить внимание и так называемому «носику» ускорительного насоса. Во время открытия заслонок топливо должно подаваться явной струей, а не капать даже при небольшом открытии дросселя
Важно и то, какое положение занимает носик
Струя бензина должна попадать точно в область между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой, то есть горючее струей подается напрямую в коллектор
Важно и то, какое положение занимает носик. Струя бензина должна попадать точно в область между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой, то есть горючее струей подается напрямую в коллектор. Не допускается попадание струи на диффузор или заслонку
Если так происходит, тогда после резкого нажатия на педаль акселератора автомобиль не будет сразу разгоняться, возникнет провал. Самостоятельная доработка карбюратора предполагает установку двух носиков в камеры для получения лучшей отдачи от мотора или только одного носика в первую камеру карбюратора для более экономичного режима
Не допускается попадание струи на диффузор или заслонку. Если так происходит, тогда после резкого нажатия на педаль акселератора автомобиль не будет сразу разгоняться, возникнет провал. Самостоятельная доработка карбюратора предполагает установку двух носиков в камеры для получения лучшей отдачи от мотора или только одного носика в первую камеру карбюратора для более экономичного режима.
Настройка переходного режима карбюратора
В то время, когда двигатель работает в режиме холостого хода, дроссельные заслонки перекрыты. Под заслонками образуется вакуум (разрежение). Благодаря указанному разрежению происходит высасывание бензина через небольшой канал холостого хода и жиклер, а сам двигатель ровно работает на холостых. Если резко открыть заслонку, тогда разрежение тоже слабеет. Более того, этого разрежения недостаточно для нормальной работы ГДС (главная дозирующая система) в первой камере, а система холостого хода и ускорительный насос еще не способны нормализовать работу мотора. Другими словами, при резком нажатии на газ после холостого хода отмечается задержка реакции на нажатие педали акселератора.
Чтобы указанный провал минимизировать или полностью убрать в устройстве карбюратора используется переходная система. Данная схема представляет собой отверстие-щель, выполненное над дроссельной заслонкой в первой камере. В момент нажатия на педаль газа щелевидное отверстие оказывается в зоне большого разряжения, благодаря чему происходит интенсивный подсос топлива параллельно его подаче через жиклер холостого хода.
Вернемся к настройкам. После того, как карбюратор был установлен, на многих автомобилях возникает провал при трогании с места, замедлены реакции на нажатие педали газа, двигатель может начать стрелять в карбюратор или заглохнуть. В такой ситуации может быть виновата переходная система. Для того чтобы нормализовать работу карбюратора, необходимо правильно подобрать сечение «носика» ускорительного насоса и размер жиклера холостого хода.
При этом важно знать, что жиклеры в первой камере трогать не нужно, а также указанные провалы не следует пытаться устранить путем замены жиклеров главной дозирующей системы. Для решения задачи следует на ранее отстроенном карбюраторе правильно подобрать жиклер холостого хода и носик ускорительного насоса. Подбор нужно осуществлять после прогрева ДВС, подсос должен быть убран
Подбор нужно осуществлять после прогрева ДВС, подсос должен быть убран.
На практике это выглядит следующим образом:
Уровень в поплавковой камере предварительно был выставлен, отрегулирован холостой ход. Прогретый двигатель нормально работает на холостых без подсоса. Струя бензина из носика ускорительного насоса попадает точно в коллектор. Теперь можно резко нажать на педаль газа. Необходима именно резкость нажатия, а не то, насколько сильно была нажата педаль (до пола, половина хода или ¼). В норме мотор должен сразу реагировать и раскручиваться, то есть набор оборотов происходит без задержек или провалов. В том случае, если реакции на резкое нажатие на акселератор замедлены или есть ощутимая пауза перед ростом оборотов, тогда следует перейти к настройкам.
Для точного определения причины на педаль газа нужно нажать повторно, но уже плавно, а не резко
Если в этом случае идет ровный набор оборотов (без пауз, провалов и задержек), тогда следует обратить внимание на жиклер холостого и носик насоса, та как главная дозирующая система к провалу не имеет отношения. Если же при плавном нажатии на газ двигатель раскручивается плохо, сам агрегат начинает работать рывками, гудит, сильно вибрирует и т.п., тогда проблема заключается в подборе жиклеров первой камеры. Другими словами, происходит излишнее обогащение или обеднение смеси после перехода карбюратора в мощностной режим работы после нажатия на акселератор
Косвенным признаком слишком «богатой» смеси во время работы на переходном режиме является то, что двигатель дымит черным дымом, из системы выхлопа идет запах бензина. Указанный дым и запах появляются после резкого дросселирования
Другими словами, происходит излишнее обогащение или обеднение смеси после перехода карбюратора в мощностной режим работы после нажатия на акселератор. Косвенным признаком слишком «богатой» смеси во время работы на переходном режиме является то, что двигатель дымит черным дымом, из системы выхлопа идет запах бензина. Указанный дым и запах появляются после резкого дросселирования.
Чтобы убрать провал, необходимо тщательно подбирать жиклеры холостого хода под носик насоса или наоборот. Это делается до того момента, пока исчезнуть задержки при резком нажатии на педаль акселератора. Параллельно с этим может понадобиться повторная регулировка холостого хода, так как замена жиклера ХХ внесет свои изменения в работу системы холостого хода. Добавим, что если смесь остается обедненной и есть провал, а жиклер холостого хода слишком большой и не получается настроить холостой ход, тогда можно поставить спаренный носик насоса, после чего обе трубочки загибаются в первую поплавковую камеру.
Лада 2108 с миру по нитке в 13ку › Бортжурнал › Чистка, перебор и настройка карбюратора Солекс 21083
Первая запись в БЖ — все записи по мере выполнения работ и состоянию здоровьяНа фотографии представлено два карбюратора Солекс 21083, слева производство хытай, справа производство USSR.
Итак, начнем чистку и разборку
1. Нужно произвести поверхностную очистку карбюратора, для того что бы в дальнейшем грязь не попала во внутрь.2. откручиваем 2 болтов соединяющий крышку карбюратора с корпусомКороче разбираем все что можно раскрутить отверткой, не забываем снять топливные жиклеры под воздушными, вытащить слоник и снять распылители.3. производим тщательную чистку карбюратора с помощью баллончикадалее я разделю действия так как у меня карбюраторы себя повели по разному!))Карбюратор маде ин СССРпосле чистки, поставил новый рем комплект, поставил топливные жиклеры 97,5 в обе камеры, в первичку поставил воздушный 155, во вторичку 125.при сборке ускорительного и холостого нужно притереть повехность на старых карбах, да и на новых тоже, так как качество отставляет желать лучшего
Вращаем его или рожковым ключом на 7мм, или шлицевой отверткой (3мм).
Замеряем его щупом или проволокой.
Регулируем зазор вращая шлицевой отверткой винт в крышке пускового устройства,предварительно ослабив его контргайку рожковым ключом на 8 мм.Винт заворачиваем (по часовой стрелке) — зазор уменьшается, отворачиваем (против часовой стрелки) — зазор увеличивается.
спасибо тому кто дочитал до конца
ну и результаты всего проделанного: подведение итоговна деле в моем случае завдские настройки проявили себя лучше чем настройки господина Травникова.
Простота настройки
Плохо настроенный карбюратор, это не только повышенный расход горючего, но и сложности запуска. Двигатель может вообще отказаться заводиться. Ну а провалы газа, снижение мощности и потеря приёмистости в таких случаях привычное дело.
Хорошо, что конструкторы позаботились о простой наладке карбюратора. Даже неопытный водитель может своими руками выставить правильный уровень, и тогда все проблемы канут в небытие. Однако проверять и настраивать карб нужно периодически.
Карбюратор со снятой крышкой
Чтобы разобраться в процессе регулировки карба на первый раз можно потратить около 30 минут или максимум 1 час. Затем, когда настройка станет привычным делом, на это уйдёт не больше пяти минут. И при этом не нужно использовать никакие специальные инструменты или сложное оборудование. На крайний случай — яма и помощник. Из инструментов обычные – щуп для замера, плоскогубцы и линейка (лучше штангенциркуль).
Контроль уровня бензина важно проверять только после установки устройства на мотор. В ранних моделях карбов имеется смотровое окошко, через которое хорошо просматривается уровень. А вот в карбах последних годов выпуска такое окошечко отсутствует, есть только риска, проведённая по внешней части карба
А вот в карбах последних годов выпуска такое окошечко отсутствует, есть только риска, проведённая по внешней части карба.
Есть один интересный способ проверки уровня топлива без снятия крышки карбюратора. Он идеально подходит для моделей, не имеющих смотровое окно.
- Надо ввернуть в одну из заглушек, локаутирующих доступ к жиклёрам, штуцер с резьбой.
- На штуцер надеть просвечивающий шланг, другой конец которого поднять на уровень риски.
- Подкачать ручным насосом топливо в камеру.
- По закону физики уровень жидкости во взаимосвязанных сосудах должен быть одинаковым.
Статья в тему: Почему съезжает ремень грм со шкивов
Уровень топлива на карбюраторе Озон
Если уровень топлива в шланге ниже риски или выше, значит, карбюратор нуждается в полноценной настройке.
Нюансы, которые нужно учитывать во время настройки
Для этого используйте сжатый воздух, бензин, специальные средства для чистки. Обязательно нужна предварительная регулировка зажигания. При установленном раннем или позднем зажигании настраивать карбюратор бессмысленно. Проводить все работы нужно только тогда, когда двигатель достиг рабочей температуры, для этого он заводится и какое-то время работает на холостом ходу. Демонтируйте тягу от педали газа с дроссельной заслонки. Отсоедините вентиляцию картера. Проверьте, чтобы в трубке регулятора опережения не было вакуума. Наличие вакуума – признак, что сделано что-то некорректно. Отрегулируйте винты качества.