Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, расходомер воздуха) является элементом электронной системы управления двигателем автомобиля (ЭСУД). Вот основные сведения об этом датчике.
Назначение ДМРВ
Датчик массового расхода воздуха предназначен для определения количества воздуха поступающего в цилиндры двигателя автомобиля за определенный промежуток времени (кг/ч).
Устройство датчика массового расхода воздуха
ДМРВ устанавливаемый на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 имеет чувствительный элемент (разной конструкции у датчиков производства GM и BOSСH). У ДМРВ GM это три чувствительных элемента установленных в потоке всасываемого воздуха: один определяет температуру воздуха, два других нагреваются до температуры несколько выше температуры окружающего воздуха. У ДМРВ BOSСH чувствительный элемент – тонкая сетка (мембрана). На сетке располагается нагревательный резистор и два температурных датчика.
Принцип действия датчика массового расхода воздуха
При работе двигателя воздух, проходящий через ДМРВ, охлаждает нагретый до определенного значения чувствительный элемент. Системе требуется некоторое увеличение мощности для поддержания чувствительного элемента в заданных температурных рамках. Контроллер (блок управления, ЭБУ) измеряет эту электрическую мощность и по величине ее изменения рассчитывает количество воздуха поступающего в цилиндры двигателя (масса воздуха в определенный период времени). Далее, в соответствии с этим показателем, а также показаниями с датчика положения коленчатого вала (обороты двигателя в настоящий момент), он рассчитывает количество впрыскиваемого топлива необходимое для создания оптимальной топливно-воздушной смеси на разных режимах работы двигателя (изменяет длительность открытия форсунок) и выставляет необходимый угол опережения зажигания.
Сигнал датчика массового расхода воздуха это напряжение постоянного тока меняющееся в диапазоне от 4 до 6 В у ДМРВ GM, 1 – 5 В у ДМРВ BOSСH. На ДМРВ BOSСH имеется датчик температуры, показания которого контроллер также учитывает при определении величины впрыска.
Неисправности ДМРВ
Признаками неисправного датчика расхода воздуха являются проблемы с запуском прогретого двигателя (двигатель запускается и глохнет), «провалы» и «рывки» при нажатии на педаль «газа», потеря мощности и приемистости двигателя, повышение расхода топлива, неустойчивый ХХ. Выйти из строя может сам датчик (возможно из-за загрязнения и замасливания чувствительных элементов) или провода, ведущие к нему, что необходимо учитывать при выявлении неисправности. Помимо этого «подсос» не учитываемого воздуха во впускной тракт после датчика может привести к возникновению аналогичных проблем в работе двигателя (так как топливная смесь при этом обедняется).
При отказе ДМРВ контроллер переводит систему управления двигателя на резервный режим. В этом случае на щитке приборов загорается лампочка «Проверь двигатель», в ОЗУ записывается код неисправности. Регулятор холостого хода устанавливается в 120 шагов (повышенные обороты холостого хода). При расчете топливоподачи в такой ситуации контроллер пользуется показаниями с датчика положения дроссельной заслонки и рассчитанных оборотов двигателя. Расход топлива на резервном режиме возрастает.
В ряде случаев, восстановить работоспособность ДМРВ, можно проведя его прочистку жидкостью для очистки карбюраторов (актуально, на двигателях с большим пробегом, изношенной ЦПГ, забитой системой вентиляции картера) с сопутствующей заменой воздушного фильтра двигателя.
Применяемость ДМРВ на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099
На инжекторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются два вида датчиков массового расхода воздуха: GM и BOSСH. Они не взаимозаменяемы.
ДМРВ GM: 2112-1130010, 2112-1130010-01 (контроллеры Январь 4.1, GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)).
ДМРВ BOSСH:
21083-1130010-01 (контроллер BOSСH M1.5.4);
21083-1130010-10 (контроллеры BOSСH M1.5.4, MP7.0H, M1.5.4N, M7.0H, VS5.1, Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2).
Примечания и дополнения
— В ряде случаев, при отказе ДМРВ и нежелании двигателя запускаться, можно снять с датчика фишку с проводами и запустить двигатель с отключенным ДМРВ. ЭСУД перейдет на резервный режим работы и двигатель станет работать. Обороты холостого хода на резервном режиме будут держаться в пределах 2000 об/мин.
Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FS и в Одноклассниках — Twokarburators OK
Принцип регулирования ХХ
Датчик ХХ следует называть регулятором, потому что он ничего не контролирует. Но просто регулятором все привыкли называть всю схему управления в сборе.
Структурная схема
Структурно же можно схему регулятора разбить на несколько функциональных блоков, которые выполняют конкретные операции:
- управляемый;
- управляющий;
- контролирующий.
Управляемый блок включает сам датчик-двигатель, он открывает и закрывает воздушный канал.
Последовательность работы всех блоков
Управляющим блоком является схема управления. В установлен микроконтроллер, который и выдает управляющие импульсы на датчик, контролируя при этом частоту вращения. Это осуществляет датчик коленвала ваз 21099 инжектор. Затем полученные с него данные контроллер обрабатывает и при необходимости выдает очередную последовательность импульсов.
В начальный момент времени, когда двигатель еще холодный и не заведен, запорный шток датчика ХХ перекрывает воздуховод полностью. И контроллер не выдает никаких импульсов. При повороте ключа и запуске двигателя, блок управления считывает показания о частоте вращения с датчика коленвала. Так как выясняется, что вращение уже есть, а клапан еще не открыт, то контроллер выдает первые импульсы на открытие воздуховода. При этом им контролируется и количество расходуемого воздуха при помощи соответствующего датчика.
Затем данные с датчика коленвала опять считываются контроллером и выясняется, что обороты ниже требуемых. Тогда контроллер выдает следующий импульс на датчик ХХ, который повернувшись еще на некоторый угол, открывает канал больше, тем самым смесь обогощается лучше. Следовательно, это приводит к повышению частоты вращения коленвала. При достижения заданной частоты вспомогательными механизмами, котроллер перестает подавать импульсы на двигатель.
Так как диагностическая система самой машины не способна выяснить неисправность датчика ХХ, то приходится использовать комплексные меры. Заменить датчик, если не помогает заменить блок управления. Если же двигатель ревет полной мощью, а оборотов на тахометре нет, то тогда уже будет неисправен датчик вращения коленвала.
Регулировка ускорительного насоса
Дозирующие системы ускорительного насоса
Основная задача ускорительного насоса – это подача ровной и мощной струи бензина через открытую дроссельную заслонку карбюратора (капание и вялая струя не допускается). Струя бензина должна попадать напрямую в коллектор, не касаясь стенок диффузора и дроссельной заслонки.
Стекание бензина по стеке диффузора или дроссельной заслонки не допускается, так как автомобиль при резком нажатии на газ будет сильно тупить и дергаться.
Устанавливать ускорительный насос с двумя носиками необходимо в разные камеры. Можно завести два носика в первичную камеру – это может повысит резвость автомобиля, но и также привести к чрезмерному «переливу».
Неисправности
Особенность работы датчика холостого хода заключается в том, что невозможно отследить возникновение неисправности за счет работы бортового компьютера. Система не распознает поломку, потому приходится все делать вручную.
Есть несколько характерных признаков, которые могут подсказать вам о возникших проблемах с датчиком ХХ:
- Автомобиль часто глохнет при работе на холостых оборотах;
- Возникает такое явление как плавающие обороты;
- Отсутствуют при запуске холодного двигателя повышенные обороты;
- Если выключается передача, двигатель способен самопроизвольно заглохнуть.
Есть и несколько ошибок на бортовом компьютере, но полагаться сугубо на них не стоит.
Код ошибки
Что означает
Низкие обороты холостого хода
Повышенные обороты холостого хода
Многие путают признаки поломки РХХ с датчиком положения дроссельной заслонки. Симптоматика действительно во многом похожа. Но суть в том, что бортовой компьютер сигнализирует о поломке датчика положения, а вот относительно РХХ он молчит.
Способы диагностики
Прежде чем приступать к замене, рекомендуем действительно убедиться, что причиной всех проблем с вашим ВАЗ 2114 выступает именно неисправный РХХ. Для этого существует два основных способа проверки состояния устройства.
Изучите оба, чтобы понять, какой вариант диагностики подходит больше вам.
Первый способ
- Обзаведитесь тестером, если ранее у вас его не было.
- Отключите ДХХ от колодки с проводами.
- Если у вас двигатель объемом 1,6 литра, тогда обязательно отсоедините крепежи дроссельного узла и сдвиньте его от ресивера примерно на 1 сантиметр.
- С помощью вольтметра проверьте, поступает ли напряжение на регулятор. Минус подключается к массе, а плюс идет на колодку — используйте выводы A-D.
- На включенном зажигании тестер должен показывать минимум 12 Вт.
- Если напряжение отсутствует, тогда в цепи питания или электрическом блоке автомобиля имеются проблемы.
- Если напряжение есть, но оно значительно меньше 12Вт, тогда это говорит о низком уровне заряда вашего аккумулятора. Обязательно подзарядите батарею.
- Проверив цепь на предмет эффективной работы, приступайте к изучению самого ДХХ. На данном этапе зажигание отключается.
- По очереди подключайте клеммы к тестеру к парам А-В и C-D. Нормальный показатель сопротивление должен быть примерно 53 Ом.
- Поменяйте пары на A-C и B-D. При их замерах сопротивление должно оказаться бесконечно большим.
Если проверка показывает, что показания не соответствуют нормам, тогда можно предпринять несколько действий:
- Прочистите контакты, дроссельную заслонку, конусовидную иглу и прочие элементы датчика с помощью карбюраторного очистителя. Его отыскать не сложно, и он дешевле, чем специализированные очистители;
- Если есть возможность, попробуйте отремонтировать РХХ;
- При невозможности выполнить ремонт, проведите замену старого датчика на новый регулятор.
Неисправный датчик
Второй способ
Для этого варианта проверки вам потребуется простейший тестер, который легко можно изготовить своими руками. Предлагаем соответствующую видео инструкцию
Теперь действуем следующим образом.
- Открутите крепежные винты регулятора и извлеките его с посадочного места. Расположение ДХХ вам уже прекрасно известно.
- Отсоедините регулятор от основной колодки, и приложите палец правой руки. Причем указательный. Не нужно прикладывать большое усилие и создавать набор.
- Нюанс прикладывания пальца заключается в особенностях самого регулятора, на конце которого располагается конусовидная игла.
- Если двигатель перестает работать, то при исправном РХХ игла выходит полностью.
- Палец позволит вам ощутить небольшой толчок при включении зажигания.
- Если этот толчок отсутствует, тогда устройство вышло из строя.
Максимальным расстоянием от выступающей головки штока до фланца является 23 миллиметра
Покупая новый РХХ, обязательно примите во внимание данный факт
Вопрос выбора
При проверке датчика удалось выяснить, что устройство вышло из строя и нуждается в замене. Но что на его место выбрать?
Сегодня особым спросом для ВАЗ 2114 пользуются два типа устройства от разных производителей — ОМЕГА и КЗТА.
В случае с ОМЕГА обращайте внимание на номер 2112-114830. Если же решили выбрать КЗТА, тогда подходящий вам вариант имеет каталожный номер 2112-1148300-04
Последние две цифры могут быть другими, и это очень важный момент. Если номер вашего РХХ заканчивается на 01, менять его на 03 не стоит, иначе вы просто зря потратите деньги. Устройство заменяется на аналогичное или с последующим номером — 01 меняют на 01 или 02 и т.д.
Стоимость РХХ составляет в районе 300-400 рублей, в зависимости от региона и конкретного магазина. Будьте внимательны, поскольку сейчас на рынке присутствует внушительное количество подделок.
Замена топливного насоса на инжекторных ВАЗ 2108/2109
Убедившись в работоспособности топливной магистрали, можно приступать к замене бензонасоса. Для этого потребуются следующие инструменты:
- крестовая отвёртка;
- шлицевая отвёртка с тонким жалом;
- ключи на 7, 10, 17.
О ремонте и замене бензонасоса на автомобиле ВАЗ 2106 можно прочитать здесь: https://vazweb.ru/desyatka/pitanie/remont-benzonasosa-vaz-2106.html
Порядок выполнения работ следующий:
- Отсоединяем минусовую клемму от АКБ (ключ на 10).
- Открываем пробку бензобака, чтобы снизить в нём давление.
- Снимаем заднее сиденье, отгибаем ковролин. Откручиваем 2 винта крепления лючка.
Чтобы неисправность топливного насоса не застала вас врасплох, проводите его диагностику хотя бы один раз в полгода. А чтобы он служил как можно дольше, заливайте в бак только качественное топливо.
Устройство мотора с инжектором
Для того чтобы понять причины возникновения плавающих оборотов в бензиновом двигателе ВАЗ 21099, следует обратиться к конструкции мотора. Автомобиль оснащается бензиновым двигателем объемом 1,5 литра с распределенным впрыском топлива. Это означает, что бензин через форсунки доставляется отдельно к каждому цилиндру. Такая конструкция не только позволила в свое время вывести этот мотор в разряд экономичных, но и существенно снизить содержание в выхлопе вредных газов.
Инжекторный двигатель, как правило, отслеживает состояние выхлопных газов, оценивая их качественный состав и наличие в них кислорода. Получаемая информация передается в блок управления, и таким образом регулируется подача не только топлива, но и кислорода для образования горючей смеси оптимального состава.
Схема работы двигателя включает целый ряд необходимых узлов и блоков.
- Нейтрализатор. Обеспечивает не только определение качественного состава выхлопных газов, куда входят в основном окись углерода и азота, а также углевородороды как следы несгоревшего топлива. Это устройство за счет некоторых химических реакций способствует преобразованию вредных газов в безвредные диоксид углерода и водяной пар.
- Электронный блок управления. Управляющий блок анализирует информацию, которая поступает с различных датчиков, и дает команды, обеспечивающие работу двигателя в разных режимах и на любой скорости. В этот блок передается информация о следующих параметрах:
- расходе воздуха в двигателе;
- положении и оборотах коленвала;
- топливоподаче;
- наличии детонации двигателя;
- температуре в системе охлаждения;
- скорости авто;
- напряжении бортовой сети.
В результате обработки полученной информации направляется целый ряд команд для отдельных блоков управления системы зажигания, вентилятора охлаждения, регулятора оборотов холостого хода и т. д.
Запоминающее устройство. Так называемая память не только хранит необходимую информацию для выполнения определенных алгоритмов работы всех систем, но и накапливает данные об ошибках, возникающих при функционировании мотора.
Схема блока реле и предохранителей 2109
Блок предохранителей 2114-3722010-18
K1-реле включения очистителей фар; K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; K3-реле стеклоочистителя ветрового окна; K4-реле контроля исправности ламп; K5-реле включения стеклоподъемников; K6 — реле включения звуковых сигналов; K7-реле включения электрообогрева заднего стекла; K8-реле включения дальнего света фар; K9-реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители.
Блок предохранителей 2114-3722010-60
K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители, F1 — F20 — Запасные предохранители.
Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей
Что делать, если нет холостого хода на автомобиле ВАЗ-2109
Как уже говорилось выше, данная проблема является достаточно распространенной, причем в большей степени это относится к «девяткам» с карбюраторным двигателем. Здесь нередко банально засоряются:
Из-за этого в итоге и начинают плавать обороты или же попросту глохнет двигатель. Исправить данную проблему не очень сложно. Все вполне можно сделать и самостоятельно, сэкономив тем самым определенную сумму денег, ведь за диагностику и работу мастеров автосервиса придется заплатить.
В «девятках» за стабильную работу карбюратора отвечает жиклер. Проблемы здесь возникают из-за его загрязнения. Соответственно, для их устранения нужно просто вывинтить жиклер его, и продуть его струей воздуха. Это наиболее простой вариант решения проблемы.
Следует отметить, что на некоторых вазовских «девятках» установлены жиклеры с клапаном, имеющим электромагнитное управление. С его помощью осуществляется регулировка подачи топливной смеси в жиклер. Если клапан работает нормально, подача прекращается, когда обороты двигателя поднимаются выше 2,1 тысячи в минуту. Производители утверждают, что диагностировать поломку жиклера с таким клапаном можно только лишь на автосервисе, с помощью специального оборудования. Однако умельцы придумали свой способ, позволяющий обойтись без визита на СТО. В частности, нужно просто быстро отключить и подключить обратно провод, по которому к клапану подводится питание. Если, осуществляя данную манипуляцию, вы услышите четкий щелчок, значит, с данным узлом все нормально, и источник проблемы следует искать в другом месте. В топливной магистрали, по которой бензин подается в карбюратор, стоит фильтр тонкой очистки. Его загрязнение также может вызвать появление проблем с нормальной работой автомобиля на холостом ходу. Согласно рекомендации производителей, данный элемент следует менять после каждых 15 тысяч километров пробега. Однако такой ресурс у фильтра тонкой очистки будет только лишь при условии, что автомобиль постоянно заправляется качественным топливом. В ином случае менять его придется гораздо раньше. Следует сразу отметить, что процедура продувки здесь неэффективна. Поэтому сразу же меняйте фильтр, тем более что стоит он не так уж и дорого.
Неправильная регулировка карбюратора – еще одна, весьма распространенная причина проблем с холостым ходом на ВАЗ-2109. В таком случае нужно выставить в правильное положение винты, регулирующие смесь. Процедура регулировки карбюратора довольно простая, и ее вполне можно сделать самостоятельно. Также причиной проблемы может стать попадание воздуха в топливную смесь из-за нарушенной герметичности соединений. В первую очередь здесь следует проверить патрубок, с помощью которого соединяются впускной коллектор и тормозной усилитель.
На «девятках» с инжекторным двигателем основной причиной проблем с холостым ходом становится регулятор ХХ. Если же с данным узлом все в порядке, следует продолжить поиск причины неисправности. В частности, нужно проверить давление в топливной рампе. Для начала просто снимите с нее колпачок, и надавите подходящим по размеру предметом на клапан. Бензин после данной манипуляции должен брызнуть мощной струей. Это означает, что все в порядке. Если же бензин «пшикнет», значит, следует вооружиться манометром и замерить показатель давления. Нормой считается диапазон от 2,8 до 3,5 бар.
Также причиной проблем с холостым ходом на ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем могут быть различные датчики – ХХ, положения дроссельной заслонки, положения распредвала, поломка бензонасоса или загрязненные форсунки. Процедуру проверки лучше всего начать со свечей и высоковольтных проводов. Далее осмотрите трамблер и бегунок. Если есть время, то вполне можно заняться поиском источника проблемы самому. Здесь просто нужно быть готовым к тому, что придется перебирать сразу несколько возможных причин, методично переходя от одной к другой. Если желания заниматься этим нет – отправляйтесь на сервис. Там процедура диагностики займет немного времени. После того как причина установлена, исправить проблему можно и самостоятельно.
Почему заливает свечи?
Это следующий распространенный вопрос, с которым сталкиваются автолюбители. Заливает свечи и на карбюраторном и на инжекторном автомобиле. Чаще всего заливает свечи в зимний период. Причины возникновения неисправности:
- Для того чтобы смешать рабочую смесь в зимний период требуется больший расход усилий, однако, в новых автомобилях свечи обычно не заливает. Снизить вероятность того, что свечи окажутся залиты, поможет полностью заряженный аккумулятор соответствующей мощности, исправный стартер, качественное масло;
- Износ двигателя;
- Сами свечи со свечными проводами, они должны быть качественными.
Лада 2109 › Бортжурнал › Ненадежная система ХХ на ваз 2109 карб!
Долгие мучения прошли и похоже я решил проблему! Раньше я испытывал трудности с холостым ходом своей машины. то провод слетал то электромагнитный клапан не работал а потом полетел сам блок ЭПХХ. Решил не заморачиваться и как говорится на языке гаражных «клопов» заглушить его. Порядок выполнения работ: 1) Снять кастрюлю (крышку карбюратора). Снять нужно обе крышки 2)Далее выкручиваем клюем на 13 электромагнитный клапан ( его увидеть просто к нему идет проводок) 3) Вытаскиваем желтый жиклер и видим на клапане пластиковую иглу ее аккуратно обрезаем пассатижами под самый корешок. ставим жиклер на место
закручиваем от руки клапан 4) запускаем машину по звуку чуток ЧУТОК подтянуть его ключем ( важно не перетянуть а то я сорвал себе резьбу и покупал новую крышку карба) 5) собрать кастрюлю и не забыть положить воздушный фильтр Последствия: Машина будет жрать больше бензина Но не на много так как в жиклере холостого хода будет постоянно присутствовать бензин. Но как по мне лу4ше заглушить и забыть о проблеме чем постоянно глохнуть без подсоса) У меня все спс за просмотр! жду коментов!
Нравится 4 Подписаться
Пропал холостой ход (ХХ) двигателя с карбюратором Солекс
Пропал холостой ход двигателя автомобиля
Причины связанные только с карбюратором Солекс 2108, 21081, 21083, 21073 и присоединенной к нему системой питания двигателя.
Основных неисправностей приводящих к исчезновению холостого хода, связанных с карбюратором на самом деле всего две:
— карбюратор приготавливает слишком бедную топливную смесь в следствии неисправности или неверной регулировки, после чего двигатель попросту не может на ней работать;
— карбюратор приготавливает слишком богатую топливную смесь, она плохо воспламеняется и заливает свечи зажигания.
Теперь более подробно о том когда это происходит:
Нарушена регулировка холостого хода
Например, после ремонта карбюратора неправильно выставлено положение винтов регулировки «количества» и «качества» топливной смеси. Установите стандартное положение винтов – вверните их до упора, а затем выверните на полтора-два оборота. После чего проведите регулировку холостого хода карбюратора Солекс. См. фото выше.
Неисправен электромагнитный клапан карбюратора (ЭМК)
Возможно, неисправен он сам, или система не работает ЭПХХ, в состав которой он входит. Либо он попросту неправильно установлен. Проверьте его работу и установку. Признаком правильной работы и установки является остановка двигателя после снятия с его вывода наконечника провода.
Засорен воздушный или (и) топливный жиклеры системы холостого хода
Топливный жиклер СХХ находится в наконечнике электромагнитного клапана (см. фото выше). Для доступа к воздушному жиклеру придется снимать крышку карбюратора. Их следует прочистить и продуть сжатым воздухом.
«Подсос» постороннего воздуха в карбюратор
Топливная смесь обедняется – двигатель работает неустойчиво на холостом ходу и даже глохнет. На изображении места вероятного «подсасывания» постороннего воздуха в карбюратор. Чаще всего виновниками выступают прохудившиеся или не плотно притянутые прокладки под карбюратор, уплотнительное колечко на ЭМК и прохудившийся шланг к вакуумному усилителю тормозов.
Засорение воздушного фильтра двигателя
Сильная степень загрязнения не позволяет достаточному количеству воздуха проходить через систему холостого хода карбюратора.
Не держит запорный игольчатый клапан в поплавковой камере карбюратора
Как следствие на холостом ходу лишнее топливо подсасывается через распылители диффузоров ГДС, излишне обогащая топливную смесь, возникает т. н. «перелив». Проверьте клапан и отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Так же следует обратить внимание на исправность бензонасоса, так как он может создавать избыточное давление на игольчатый клапан («перекачивать») и тот начнет пропускать топливо
проверка игольчатого клапана поплавковой камеры карбюратора Солекс
Примечания и дополнения
— Перед поиском неисправностей приводящих к нестабильному холостому ходу двигателя связанных с карбюратором Солекс необходимо убедиться, что двигатель прогрет до рабочей температуры (если холостой ход отсутствует напрочь, то прогреваем на «подсосе»), к нему присоединены все необходимые шланги, трубки и провода, воздушная заслонка стоит строго вертикально, «подсос» утоплен до упора.
— Помимо карбюратора Солекс причинами исчезновения холостого хода двигателя могут служить неисправности системы зажигания, системы питания и самого двигателя. Практически всегда рекомендуется начинать поиск проблем с системы зажигания и подачи топлива (проверить искру и струю из бензонасоса).
Еще статьи по холостому ходу двигателя с карбюратором Солекс
Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя
Устройство блока цилиндров двигателя ВАЗ-2111 идентичен блоку 21083. Отлит он из чугуна, диаметр цилиндров составляет 82 мм, в случае замены поршневой группы его можно увеличить на:
- 0,4 при первом ремонте;
- 0,8 при втором.
Коленвал
Коленчатый вал размещается внизу блока и вращается на пяти коренных подшипниках, имеющих съемные крышки, крепление которых к блоку осуществляется болтами. Крышки невзаимозаменяемы и маркируются рисками на внешней стороне. Средняя опора коренного подшипника имеет гнезда, в которые устанавливаются опорные полукольца, исключающие осевое смещение коленвала. Переднее полукольцо изготавливается из сплава стали и алюминия, заднее – из металлокерамики. При появлении люфта коленчатого вала полукольца подлежат замене.
Вкладыши подшипников – опорных и шатунных – тонкостенные, выполнены из сталеалюминиевого сплава. На внутренней стороне всех верхних коренных вкладышей, за исключением вкладыша третьей опоры, имеются канавки.
Устройство кривошипа (коленвала двигателя) следующее: он чугунный, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек. Заодно с валом отлиты восемь противовесов. Внутри вала просверлены каналы, закрытые заглушками и имеющие двойное назначение:
- по ним подается масло у шатунным шейкам от коренных;
- они очищают масло, поскольку центробежной силой к заглушкам отбрасываются все механические примеси, не задержанные фильтром.
Последнее обстоятельство необходимо учитывать при капремонте двигателя, и при снятии коленвала, а особенно при балансировке нужно прочищать каналы от накопившихся отложений. Заглушки после прочистки заменяются на новые.
К передней части коленвала крепится шкив привода распредвала, а к нему – приводной шкив генератора, который работает еще и как демпфирующее устройство, благодаря упругому элементу между внешней и внутренней частями шкива. К заднему концу при помощи шести болтов крепится чугунный маховик. У него имеется зубчатый венец, предназначенный для запуска мотора при помощи стартера. Помимо этого, на его поверхности есть конусная лунка-метка, предназначенная для определения ВМТ после того, как двигатель собран.
Поршневая группа
Шатуны изготавливаются из стали, имеют двухтавровое сечение. Крышки обрабатываются вместе с шатунами, и потому не являются взаимозаменяемыми. На них и на шатунах штампуется номер цилиндра.
Поршневые пальцы представляют собой стальные трубки. Они свободно плавают в бобышках поршней, в которых фиксируются при помощи стопорных колец.
Устройство поршней: поршни выполнены из алюминиевого сплава, имеют три канавки в верхней части под поршневые кольца. Комплект колец для каждого поршня состоит из двух компрессионных и одного маслосъемного. Компрессионные кольца не позволяют газам попасть в картер двигателя, а маслосъемное удаляет масло со стенок цилиндра и отводит его к бобышкам для смазывания поршневого пальца.
Немного ниже располагаются отверстия для поршневого пальца (бобышки). В днище поршня имеется выточка, предназначенная для предотвращения загиба клапанов в случае обрыва приводного ремня ГРМ. У ВАЗ-2109 с объемом двигателя 1,3 литра оно плоское, поэтому обрыв ремня неизбежно приводил к выходу из строя всей поршневой группы и механизма газораспределения, и как следствие, к дорогостоящему ремонту.