Генератор 2109: устройство и особенности
Начнем с того, что на ВАЗ 2109 устанавливают генераторы переменного тока: серия -37.3701(конструкция с использованием клиновой ременной передачи) и серия — 94. 3701(конструкция с использованием поликлиновой ременной передачи).
Давайте разберемся более подробно в схемах подключения, способах диагностирования и ремонта генераторного устройства на ВАЗ 2109 (конструктивные особенности автомобильных генераторов: серия 37.3701 и 94.3701).
Итак, генератор расположен в передней части и крепится практически на ДВС автомобиля. Генераторы бывают двух видов: традиционный и компактный. Основные составляющие генератора на ВАЗ 2109:
- корпус;
- ротор;
- статор;
- щеточный узел (щетки генератора ВАЗ);
- выпрямительный блок;
- регулятор напряжения.
Конструкция генератора серии 37.3701 состоит из более чем 20 элементов:
- втулка, поджимной и буферный штуцеры;
- задняя крышка узла, болт, фиксирующий выпрямительное устройство, выпрямительный узел с вентилем;
- конденсаторный компонент;
- шкив и задний подшипник вала роторного устройства;
- крыльчатка, вал, щетка, подключенная к выходу на регуляторном механизме, упорное кольцо;
- контакты для подсоединения потребителей электроэнергии;
- статорный механизм, обмотка ротора и т.д.
Более сложная конструкция генератора серии 94.3701, состоящая из более 30 элементов, среди них:
- конденсаторное устройство, защитный кожух приспособления;
- контакт В+ и общий контакт дополнительных диодных элементов с подключением на регуляторном приспособлении к выходу D+;
- фиксирующее устройство плюсовых диодов выпрямительного механизма и фиксация для отрицательных диодных элементов;
- вал, стяжной болт, шайбы (обычная, конусная);
- втулка, держатель щеточного узла и т.д.
Схема подключения генератора будет зависеть от его типа. В общем, технические характеристики генераторов на ВАЗ 2109 следующие:
- при номинальном напряжении 14В, наибольшая сила тока отдачи у генераторов 37.3701 равна 55А, у генераторов 94.3701 равна 80А;
- напряжение регулируется: 13,6-14,3В (37.3701) и 13,2-14,7В (94.3701);
- передаточное отношение – 1:2,04 (37,3701) и 1;2,4 (94.3701).
Если рассматривать генератор, общая схема включает в себя такие элементы:
- генератор переменного тока на ВАЗ 2109;
- минусовый и плюсовый диод;
- приборная панель автомобиля и контрольная лампочка генератора и разряда АКБ;
- прибор вольтметр;
- блок с предохранителями, установленный в моторном отсеке, под лобовым стеклом со стороны водителя;
- дополнительные резисторные элементы, встроенные в монтажный блок предохранителей;
- замок зажигания и реле зажигания автомобиля;
- конденсаторное устройство, обмотка и АКБ автомобиля;
- установленное в моторном отсеке реле-регулятор напряжения генератора.
Что касается того, как подключить генератор ВАЗ 2109, это будет зависеть от модели устройства:
- модель генератора 37.370 — при повороте ключа зажигания происходит подключение напряжения через контрольную лампочку на панели приборов и резисторы. При запущенном ДВС напряжение поступает на обмотку возбуждения вентилей на выпрямительном блоке (основное напряжение подается на вывод регулятора, ток не проходит через контрольную лампочку и она не горит)
- модель генератора 94.3701 – схема включения аналогична предыдущей (после включения зажигания через контрольную лампочку напряжение поступает к выводу регулятора).
Описание «мозгов»
ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом
То есть важность данной системы отрицать нельзя
Местоположение контроллера
В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.
Место расположения ЭБУ в «Четырке»
В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.
Устройство и принцип работы
Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:
- скорости;
- детонации;
- лямбда-зонда;
- фаз впрыска горючего;
- положения коленчатого вала;
- положения дросселя;
- расходомера воздуха;
- температуры антифриза.
В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:
- зажигания;
- адсорбером;
- форсунками, а также бензонасосом;
- системой вентиляции и отопления;
- программами для диагностики работоспособности авто;
- регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).
Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:
- ОЗУ или оперативная память. В этом модуле содержатся основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель отключает зажигание, блок ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные пропадают.
- ППЗУ — основной элемент системы, в нем содержится прошивка управляющего модуля. Следует отметить, что в данном блоке памяти содержатся все необходимые данные о калибровках систем «четырки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ — это постоянная память, поэтому данные, прописанные в ней, сохраняются и после отключения зажигания. При необходимости данный модуль может быть перенастроен, то есть заново запрограммирован, что может привести к улучшению мощности, а также динамики транспортного средства.
- ЭРПЗУ — первостепенная функция этого модуля заключается в охране авто. В памяти ЭРПЗУ содержится информация от противоугонной установки — пароли, а также кодировка основных параметров. Запуск мотора будет возможен только в том случае, если ЭПЗУ успешно сверится с данными, содержащимися в памяти иммобилайзера.
Характерные неисправности: их признаки и причины
По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:
- нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
- нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
- при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
- также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.
Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:
- замыкание электроцепи или ее обрыв;
- неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
- подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
- поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
- отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
- попадание влаги на плату модуля электронной системы;
- механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).
Ход работы
Итак, вы приобрели выключатель массы на автомобиль ВАЗ. Теперь дело за малым – процесс подключения. Для этого готовится рабочее место и необходимый инструмент:
- ключи;
- плоскогубцы;
- отвёртки;
- щётки;
- щупы.
Этап 1
Отсоединение клеммы от массы аккумулятора. Это предотвратит короткое замыкание, которое может спровоцировать не только перегорание электрики автомобиля, но даже удар током. Провести операцию несложно, так как провод клеммы выкрашивается в чёрный цвет и помечается знаком минус.
Этап 2
Отсоединение от положительного вывода аккумулятора. Провод этой клеммы красный и помечен знаком «+».
Отсоединение осуществляется аккуратно. При этом проверяется уровень электролитной жидкости аккумулятора и щёткой чистятся его выводы – как положительный, так и отрицательный. Клемма «массы» сохраняется – она понадобится, когда автомобиль вернётся к активной эксплуатации.
Этап 3
Работа непосредственно с выключателем. Этот узел ключом соответствующего размера подсоединяется к отрицательному выводу аккумулятора. После затягивания нужно обязательно убедиться в надёжности крепления. Клемма проводки, в свою очередь, соединяется с положительным выводом аккумулятора, а выключатель – с проводом массы.
Этап 4
После того как система собрана, проводится её испытание. Делается это при отключенном выключателе массы (в противном случае перегорят предохранители). После того, как вы убедитесь в том, что система работает нормально, можно включать ВМ.
Какие силовые агрегаты использовались на ВАЗ-2109
Собственной модели мотора у этого автомобиля с маркировкой «2109» никогда не существовало, вместо нее устанавливались силовые агрегаты:
Изначально ВАЗ-2109 получил агрегаты 21081 и 2108, которые устанавливались на нее с 1987 по 1997 год. В основе их лежал карбюратор, который подавал топливо. Заменили эти силовые установки из-за неприятной для многих автолюбителей неисправности – при обрыве ремня на приводе ГРМ загибались крышки клапанов.
Карбюратором комплектовалась и модель 21083, с ней чаще всего встречаются «девятки». Разработали эту модель двигателя еще в 1987 году, а начали ставить ее только с девяностых.
Инжекторные модификации двигателя изначально предназначались только для экспорта. Они были разработаны на основе двигателя 21083. Первым вариантом был 2111-80, который после пережил глубокую модернизацию с целью увеличения его мощности. Преобразованный вариант выпускали под маркировкой 11183-20. С 1998 года автомобили с этими моторами стали продавать и на внутреннем рынке.
Электрооборудование автомобиля
1 — блок фар; 2 — моторедукторы очистителей фар*; 3 — противотуманные фары*; 4 — датчик температуры окружающего воздуха; 5 — звуковые сигналы; 6 — выключатель лампы освещения моторного отсека; 7 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 8 — генератор ваз 2114; 9 — датчик сигнализатора недостаточного уровня масла; 10 — датчик уровня омывающей жидкости; 11 — датчик износа колодок передних тормозов; 12 — наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**; 13 — насос омывателя ветрового стекла; 14 — насос омывателя фар*; 15 — наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ваз 2113 и ваз 2114; 16 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 17 — лампа освещения моторного отсека; 18 — наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем или к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях; 19 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 — стартер ваз-2114; 22 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 23 — выключатель фонарей заднего хода; 24 — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 25 — аккумуляторная батарея; 26 — датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости; 27 — реле включения противотуманных фар; 28 — монтажный блок; 29 — выключатель стоп-сигнала; 30 — штепсельная розетка для переносной лампы; 31 — лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар; 32 — выключатель лампы сигнализатора стояночного тормоза; 33 — колодка подключения лампы подсветки; 34 — выключатель ламп освещения приборов; 35 — подрулевой выключатель; 36 — выключатель аварийной сигнализации; 37 — реле элемента обогрева передних сидений; 38 — выключатель зажигания ваз 2114; 39 — предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света; 40 — предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений; 41 — предохранитель цепи блокировки замков дверей; 42 — лампа подсветки передней пепельницы; 43 — реле зажигания ваз-2114; 44 — прикуриватель; 45 — лампа освещения вещевого ящика; 46 — выключатель освещения вещевого ящика; 47 — электродвигатель вентилятора отопителя; 48 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 49 — переключатель вентилятора отопителя; 50 — лампа подсветки переключателя отопителя; 51 — лампа подсветки рычагов отопителя; 52 — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 53 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери ( расположен в правой двери ); 54 — моторедукторы блокировки замков передних дверей; 55 — провода для подсоединения к правому переднему громкоговорителю; 56 — моторедукторы блокировки замков задних дверей; 57 — провода для подсоединения к правому заднему громкоговорителю; 58 — блок управления блокировкой замков дверей; 59 — провода для подсоединения к радиоаппаратуре; 60 — выключатель очистителей фар; 61 — выключатель элемента обогрева заднего стекла; 62 — реле включения фонарей заднего противотуманного света; 63 — колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья; 64 — выключатель фонарей заднего противотуманного света: 65 — выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья; 66 — выключатель противотуманных фар; 67 — выключатель ламп наружного освещения; 68 — выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья; 69 — колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья; 70 — провода для подсоединения к левому переднему громкоговорителю; 71 — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 72 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 73 — провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю; 74 — боковые указатели поворотов: 75 — выключатель плафона на стойках передних дверей; 76 — выключатель плафона на стойках задних дверей; 77 — плафон; 78 — плафон индивидуального освещения салона; 79 — колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса ваз 2114; 80 — выключатель лампы освещения багажника; 81 — комбинация приборов: 82 — лампа освещения багажника; 83 — блок индикации бортовой системы контроля; 84 — маршрутный компьютер (не во всех моделях); 85 — колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем; 86 — задние наружные фонари ваз-2114; 87 — задние внутренние фонари; 88 — колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 89 — фонари освещения номерного знака; 90 — дополнительный сигнал торможения, расположенный в спойлере.
Снижение веса легковых автомобилей
Вес любого автомобиля является важнейшим параметром, который напрямую связан с расходом топлива той или иной модели. Увеличение массы автомашины при одинаковых технических характеристиках силового агрегата повышает потребление топлива примерно на 5%. Поэтому Волжский автозавод, как и любой автопроизводитель, постоянно стремится уменьшить массу выпускаемых автомобилей.
Для сравнения, ВАЗ-2101 весил 955 кг, а у возросшего по высоте и ширине ВАЗ-2109 вес составил 915 кг. Такого результата в конструкции «девятки» удалось достичь благодаря применению значительного числа элементов и деталей, изготовленных из высокопрочного металла, алюминия и пластика. К основным следует отнести:
- пластмассовая обшивка дверей;
- пластиковые бамперы;
- пластиковые накладки на порогах;
- большое количество пластмассовых вставок, накладок кронштейнов.
- алюминиевый радиатор и т. д.
Общий вес используемых в устройстве ВАЗ-2109 пластических масс составляет 80 кг, или практически 9%.
Минус («масса») электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Как известно, на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 электрооборудование выполнено по однопроводной схеме. Функцию минусового («массового») провода выполняют кузов и двигатель автомобиля. Поэтому отрицательные выводы всех электроприборов (источников и потребителей электроэнергии) соединены с кузовом или двигателем.
Особенности крепления «массы» электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Соединение «минусовая клемма аккумулятора – двигатель и кузов автомобиля»
Минусовой толстый провод (обычно черный) идет от минусовой клеммы АКБ к корпусу коробки передач (см. фото выше). Другой толстый провод (чаще всего т.н. «плетенка») от этой же минусовой клеммы идет к кузову и крепится на шпильку рядом с аккумулятором. Такое соединение обеспечивает наличие «минуса» от клеммы АКБ на всех электроприборах после поворота ключа в замке зажигания и обеспечивает нормальную работу стартера (стабильный пуск двигателя).
— Соединение «генератор – двигатель»
Обеспечивается конструктивным для ВАЗ 2108, 2109, 21099 расположением генератора непосредственно на двигателе. После пуска двигателя и включения в работу генератора, «минус» и «плюс» электрооборудования автомобиля будет завязан теперь на него, а не на АКБ.
Неисправности «массы» электрооборудования автомобилей
Неисправностей «массы» обычно всего две:
— плохой (окислившийся) контакт в местах соединения;
— «обрыв» в проводах.
При наличии плохого контакта с «массой» возможны проблемы с запуском двигателя (втягивающее реле щелкает, стартер не крутит). В такой ситуации многие начинают ремонтировать или менять стартер, хотя необходимо всего лишь зачистить места контакта массового провода к двигателю и кузову или минусовую клемму с выводом на АКБ.
Помимо этого надежный контакт «массы» важен для нормальной работы потребителей электроэнергии на автомобиле (свет фар, печка, дворники и т.п). Например, часто возникают так называемые «блуждающие» неисправности или «глюки», когда прибор то работает, то нет, а потом опять работает. В такой ситуации необходимо в первую очередь привести в порядок основные «массовые» провода, идущие от клеммы АКБ, а во вторую проверить надежность соединения «минусового» провода идущего от каждого прибора к минусу (обычно черный провод).
«Обрыв» в проводах может возникнуть при переломе «массового» провода или сильного окисления его в месте крепления к «минусовой» клемме аккумулятора.Примечания и дополнения — Помимо проверки «минусовых» соединений электрооборудования автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, в случае возникновения проблем с запуском двигателя или работой электроприборов, необходимо так же измерить напряжение на выводах аккумуляторной батареи, чтобы оценить степень ее работоспособности. Её неисправность или низкий уровень заряда может служить причиной описанных выше неисправностей связанных с «массой».
Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Особенности снятия – установки аккумуляторной батареи на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Короткое замыкание в электропроводке автомобиля, как искать
— Проверка генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия с двигателя)
Где находится реле зажигания нива шевроле
Реле зажигания расположено в салонном блоке предохранителей, найти его можно с водительской стороны панели приборов, напротив сиденья. На схеме обычно обозначается К6 и в техническом описании иногда его называют реле дополнения.
А еще интересно: Нива-Шевроле с опелевским двигателем: краткое описание, технические характеристики, отзывы владельцев
Оно отвечает за включение бензонасоса и подачу напряжения на другие элементы. Срабатывает во время поворота ключа зажигания. В этот момент можно услышать, как за панелью приборов раздается щелчок. Это встроенная в реле электро-катушка получает напряжение и замыкает контакты определенной цепи. Если во время поворота ключа не происходит характерного звука, то это может свидетельствовать о его выходе из строя.
Электрическая схема подключения поворотов и аварийки на ВАЗ 2109
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | блок-фары с передними поворотниками |
2 | боковые поворотники |
3 | блок предохранителей ВАЗ 2109 |
4 | релюшка поджигания |
5 | переключатель поджигания |
6 | панель приборов с контрольками указателей поворотов (вверху) и аварийки (внизу) ВАЗ 2109 |
7 | задние светильники |
8 | включатель аварийки |
9 | включатель поворотов в подрулевом включателе |
К2 | реле-прерыватель поворотов и аварийки |
А | к контакту «30» генератора |
Б | контакты печатной платы заднего светильника |
а | к лампочке габаритного освещения |
б | к лампочке противотуманок |
в | к лампочке поворотов |
г | к лампочке освещения заднего движения |
д | на корпус |
е | к лампочке тормоза |
Как проверить массу мультиметром
Отключаем отрицательную клемму АКБ
Берем мультиметр, переводим его в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Проверяем сопротивление самих щупов, соединяя их между собой
Сопротивление самих щупов составляет 2.1 Ома.
Теперь подключаем один щуп к двигателю. Хоть сюда
А второй щуп к блоку управления двигателем, который, в свою очередь, прикручен к кузову
Смотрим показания мультиметра. И что же мы видим? А видим мы обычно всё те же 2.1 Ома
Что же получается — сопротивление массы двигатель — кузов практически не имеет сопротивления? Всё в идеале? Масса двигатель — кузов исправна? В чем же тогда проблема? Стартер бракованный или всё же потусторонние силы одолевают?
Всё дело гораздо проще. Что такое цепь массы в понимании обычного человека? Это просто кусок провода, которым соединен двигатель с кузовом. Просто отрезок провода! Если мы к концам этого провода подключим щупы омметра, тогда мы узнаем его сопротивление. Оно будет минимально — это ж просто кусок медного провода. Верно? Верно.
Если мы подключим к концам этого провода щупы вольтметра, то мы увидим нулевое напряжение. Ведь откуда на цельном куске провода возьмется разность потенциалов? Верно? Верно.
А теперь давайте подключим наш вольтметр к этому проводу массы на автомобиле. То есть, как и при замере сопротивления, один щуп к двигателю, а второй к кузову. Они же соединены этим куском провода. Верно? Верно.
Переводим мультиметр в режим измерения постоянного напряжения до 2 Вольт. Запускаем двигатель и смотрим на дисплей прибора.
Опа. А у нас присутствует напряжение!
Как такое может быть — мы подключены к концам одного провода, а у нас напряжение.
Вот я блеснул художественным творчеством и нарисовал картину происходящего
Красным — провод массы, а синим — вольтметр
Эти значения на дисплее мультиметра — ничто иное, как падение напряжения на нашем проводе массы! Несмотря на то, что он выглядит отлично и имеет минимальное сопротивление, на нем всё же падает напряжение. Причем, чем больше будет ток потребителей в цепи, тем больше будет падение напряжения на этом проводе, которое может достигнуть и нескольких вольт!
Вот такая ситуация. И масса двигатель — кузов не такая уж и хорошая, как показалось сразу и проблемы от неё неизбежны.
Как выйти из такой ситуации победителем?
Во-первых, необходимо периодически обслуживать этот участок цепи.
Открутить массу на кузове
Проделать то же самое с массой на двигателе
Но это помогает не всегда. Дело в том, что в этой цепи есть ещё слабые места — обжимки.
Обжим наконечников, обжим на клемме АКБ
Всё это со временем окисляется и не может полноценно выполнять свою функцию.
Необходимо либо переобжимать эти соединения, либо лучше эти провода иногда менять.
Вот видео на тему масса двигатель — кузов
Ну а в идеале можно проложить дополнительные провода массы: Генератор — кузов
Всем Доброго времени суток Друзья и просто Гости! Может тема не новая но всё равно, рано или поздно все мы сталкиваемся с этой проблемой. Всё долго размышлял если смысл установки дополнительной массы? Немного напомню с чего всё это началось и почему меня заставило задуматься об установки дополнительной массы на кузов автомобиля
Еще раз плохие ‘про массы’
Контроллеры Январь 7.2 и Bosch 7.9.7 своём в имеют 81-контактном разъёме отдельные выводы масс для датчиков, что снижает зависимость датчиков показаний друг от друга, повышает точность видимо и, измерения, необходимо для выполнения норм Однако-4. Евро некий умник на заводе-изготовителе электропроводки жгута лёгкой рукой объединил все датчиков массы одной обжимкой. Контроллеры Январь 5.1, вообще 1.5.4 Bosch-то так и работали, все массы приходили датчиков на одну клемму. Разница невелика. шаловливая «Однако» мысль конструкторов пошла дальше. фотография Вот электропроводки ВАЗ 2115. Рядом с контроллера разъёмом две обжимки проводов. Та, что массы — справа датчиков, экраны.… Было бы лучше, каждый если провод шёл бы на свою клемму, но так пусть и останется. Обжимка слева (хлорвиниловые изолента и трубки уже сняты) — силовая масса. В главная же чём ошибка отечественных производителей? Это который, провод соединяет эти обжимки. Помечен точками жёлтыми, сам провод просто коричневый. надо Его просто вырезать, обжимки пропаять (разбирали зря, что ли?), и замотать изолентой, то восстановить есть изоляцию.
Суть доработки в том, массы что датчиков должны приходить только на есть. То контроллер если снять разъём с контроллера, ни ДТ, ни ДМРВ, ни ДПДЗ, ни ДД на корпус (минус АБ) не «звонятся». Надо разъём снять с контроллера и например ДТ, и проверить сопротивление двигателем между и проводом массы в разъёме. Оба прозваниваем «провода» на двигатель. Оба должны иметь или большое бесконечное сопротивление — обрыв. Если КЗ — изоленту снимаем рядом с контроллером, ищем указанную удаляем и перемычку её. После этого массы датчиков соединены будут с корпусом машины только при разъёме одетом контроллера! Все провода имеют даже, сопротивление очень толстые. Вспоминаем закон Ома дяди. Чем больше сопротивление и чем ток больше, тем больше напряжение. Провода подчиняются массы всё тому же закону. Физика При. однако включении реле, форсунок, РХХ (зажигания ключи имеют отдельный толстый провод нашем и в массы процессе не участвуют) напряжение на массе контроллера самого меняется относительно массы автомобиля. форсунки Видимо, РХХ работают постоянно и их вмешательство не Однако. учитывается ток через реле вентилятора идёт — не идёт относительно длительное время. При реле включении вентилятора напряжение на массе контроллера ещё оказывается выше, чем в точке соединения массы провода с кузовом, и если двигаться вдоль массы провода, постепенно уменьшается. Разность потенциалов всегда есть, просто она то больше, то меньше. правильной При разводке проводов масс напряжение на проводе общем датчиков не меняется относительно массы контроллера самого и практически равно нулю. По крайней меньших, из-за мере токов датчиков колебания напряжения меньше гораздо. Изменение напряжения на массе контроллера кузова относительно автомобиля, минуса АКБ приводит к изменению же такому напряжения на массе датчиков и не оказывает показания на их влияния. И действительно — на всех машинах, где пахнет только электроникой, например на карбюраторной восьмёрке с зажиганием электронным, где датчик Холла стоит в датчику, к трамблёре идут три провода. Питание, масса и сигнальный от отдельной клеммы коммутатора зажигания.
приехалиОлег Братков, Пятигорск
Основные технические параметры и модификации ВАЗ-2109
Автомобиль выпускался с 1987 по 2011 год. Такого продолжительному периоду изготовления малолитражки способствовали удачная конструкция, интересный дизайн и следующие технические характеристики (базовая версия):
- кузов – хетчбэк;
- число дверей – 5;
- вместимость – 5 чел.;
- длина – 4,01 м;
- ширина – 1,65 м;
- высота – 1,40 м;
- клиренс – 16,5 см;
- объем багажника – 330 л;
- модель двигателя – ВАЗ-21081;
- тип – четырехтактный, бензиновый;
- конфигурация и число цилиндров – рядный, 4 шт.;
- объем – 1,1 л;
- мощность – 54,0 л. с.;
- наибольшая скорость – 154,5 км/ч;
- топливо – АИ-93.
Полный вес автомобиля вес ВАЗ-2109 (базовая версия) равен 915 кг, а масса основных агрегатов составляет:
- двигатель ВАЗ-21081 – 115,0 кг;
- коробка передач – 25 кг;
- кузов – 300 кг;
- боковая дверь – 13 кг.
«Девятка» обладала восемью модификациями, которые отличались силовыми агрегатами, отделкой салона и расположением руля. Модель 2109 для своего времени была достаточно удачной, что, кроме продолжительного периода выпуска, подтверждает проведение сборки автомобиля в Бельгии, Финляндии и на Украине.
Следующая модель пятидверного хэтчбека ВАЗ-2114 «Самара» практически являлась рестайлинговой версией ВАЗ-2109.
Электрическая схема ВАЗ 2109
Полная электросхема ВАЗ 2109
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | Фара |
2 | очиститель фар |
3 | включатель подкапотной лампы |
4 | сигнал |
5 | электродвигатель вентилятора охлаждения движка |
6 | прибор подключения электродвигателя вентилятора |
7 | генератор ВАЗ 2109 |
8 | электромагнитный клапан подключения омыва фар |
9 | электромагнитный дроссель включения омывания заднего стекла* |
10 | электромагнитный клапанок включения омыва ветрового стекла |
11 | свечи воспламенения |
12 | датчик-распределитель поджигания |
13 | катушка зажигания ВАЗ 2109 |
14 | кнопка света заднего движения |
15 | сенсор указателя ТОЖ |
16 | стартер ВАЗ 2109 |
17 | источник электричества |
18 | измеритель уровня тормозной жидкости |
19 | коммутатор ВАЗ 2109 |
20 | датчик ВМТ 1-го горшка |
21 | диагностический разъем |
22 | ЭБУ электромагнитным вантузом карбюратора; |
23 | релюшка подключения стартера |
24 | концевой включатель карбюратора |
25 | электромагнитный дроссель карбюратора |
26 | измеритель контрольки давления масла; |
27 | электродвигатель омыва стекол |
28 | электродвигатель вентилятора печки |
29 | дополнительный резистор электродвигателя печки салона |
30 | переключатель вентилятора печки |
31 | электродвигатель дворников ветрового стекла |
32 | прикуриватель |
33 | лампочка освещения рычагов отопления |
34 | розетка переноски |
35 | подкапотный свет |
36 | лампочка бардачка |
37 | блок предохроанителей ВАЗ 2109 |
38 | включатель света приборов |
39 | включатель контрольки ручного тормоза |
40 | включатель стоп-сигнала |
41 | подрулевой переключатель |
42 | включатель габаритов |
43 | кнопка аварийки |
44 | включатель задней противотуманки |
45 | предохранитель цепи противотуманок |
46 | переключатель подогрева заднего стекла |
47 | боковые поворотники; |
48 | светильник |
49 | разъем для подсоединения к светильнику индивидуального света; |
50 | включатели светильника на стойках дверей |
51 | релюшка зажигания |
52 | замок зажигания |
53 | приборная панель ВАЗ 2109 |
54 | переключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора |
55 | задние светильники |
56 | измеритель указателя уровня и резерва топлива; |
57 | нагреватель прогрева заднего стекла |
58 | электродвигатель дворников заднего стекла |
59 | светильники номера |
А | порядок условной нумерации клем в колодке включателя зажигания |
В | порядок нумерации клем в колодке электродвигателя дворников ветрового стекла |
* Монтируется на части легковушках.