Приборная панель
Мы ознакомимся со схемой приборной панели и ее компонентами, опираясь на приведенное ниже изображение.
Приборная панель
На указанной схеме имеются следующие элементы.
Номер | Что это |
1. | Комбинация приборов |
2. | Выключатель зажигания |
3. | Приборная панель |
4. | Центральные сопла системы отопления и вентиляции салона |
5. | Боковые сопла системы отопления и вентиляции салона |
6. | Крышка бардачка |
7. | Полка |
8. | Заглушка |
9. | Выключатель обогрева стекла на двери задка |
10. | Выключатель задней противотуманной оптики |
11. | Выключатель аварийного сигнала |
12. | Центральный переключатель наружного света |
13. | Панель управления системой отопления и вентиляции салона |
14. | Гнездо радиоприемника |
15. | Рычаг коробки переключения передач |
16. | Рычаг ручного стояночного тормоза |
17. | Пепельница |
18. | Прикуриватель |
19. | Рычаг управления омывателем лобового стекла и стеклоочистителем |
20. | Педаль газа |
21. | Педаль тормоза |
22. | Сцепление |
23. | Ручка закрытия воздушной заслонки |
24. | Выключатель клаксона |
25. | Ручка сброса данных счетчика суточного пробега |
26. | Выключатель подсветки приборной панели |
27. | Ручка управления гидрокорректором фар |
28. | Рычаг привода замка капота |
29. | Рычаг управления светом фар и поворотниками |
Какая приборная панель на ВАЗ-2109 лучше: низкая или высокая?
Не смотря на то, что ВАЗ-2108/2109 уже больше тридцати лет, эти автомобили легко можно встретить на наших дорогах. Да и плохими их назвать нельзя — вполне нормальные авто. Сколько эти автомобили существует — столько же ходят споры вокруг их приборных панелей.
Дело в том, что есть «низкая» панель и «высокая». Низкая панель была на первых 08/09, а позже, появилась высокая, которая заменила собой низкую, примерно с 1997 года.
И у каждого варианта есть свои сторонники. Кто-то убирает низкую панель и ставит высокую, а кто-то купил девятку после 1997 года и ищет еще советскую низкую панель, чтобы поставить ее вместо высокой.
«Вкусовщина» — скажете вы и я с этим где-то соглашусь. Действительно, кому как нравится. Но у низкой и высокой панели есть свои объективные минусы и плюсы.
Источник фото: www.flickr.com
Многим не нравится внешний вид низкой панели, но эти люди все равно или оставляют низкую или устанавливают ее вместо высокой. Почему так? Меня вообще не интересовала эта тема ибо был пассажиром на девятке как с высокой панелью, так и с низкой… на мой взгляд, обе гремят. Но захотелось разобраться, откуда такие споры.
Низкая панель
Самый главный плюс низкой панели в том, что печка с ней греет намного лучше и это действительно так. В 08/09 с низкой панелью реально тепло, чего точно нельзя сказать про высокую панель. Сама вентиляция устроена по уму и обдув правильный.
Низкая панель крепче и менее скрипучая. Это признают владельцы как низкой панели, так и высокой. Как я писал выше, был пассажиром на девятках с той и другой панелью, так вот, хоть скрипят обе, но низкая намного меньше. Там просто нечему особо скрипеть.
Источник фото: www.flickr.com
С низкой панелью салон визуально кажется больше. И это тоже правда. На низкой панели есть много места, чтобы на нее что-то положить. А кому не нравится — можно купить накладку на панель и сделать из низкой более высокую.
А вот из минусов самый главный в том, что у низкой панели нет тахометра. Но во-первых, вполне можно обойтись и без него, а во-вторых никто не мешает установить отдельный тахометр.
Высокая панель
Источник фото: www.youtube.com
Из объективных плюсов стоит отметить присутствие тахометра. Также, на высокой панели есть подсветка бардачка и кнопок. Есть места для дополнительных кнопок. А еще она выглядит более современно. Но главное то, что многим она просто нравится.
На высокой панели печка холоднее. Это из-за самой конструкции вентиляции. Из-за того, что на высокой панели больше деталей — она и скрипит больше, но это решаемо проклейкой шумоизолирующими материалами.
Ну а вообще, если и менять панель, то можно установить от ВАЗ-2114. По размерам она подходит ибо это та же самая 08/09. Относительно не скрипучая, с нормальным обдувом и современным видом. Правда, переделывать проводку там сложнее.
Схема ВАЗ 2109 карбюратор
Представлена схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-21083, 21093 и 21099 с 1998 гг. выпуска (с карбюратором, «высокой» панелью приборов типа 21083, с монтажным блоком 2114-3722010-60):
Передняя половина
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | блок-фары |
2 | электрические двигателеи дворников фар |
3 | противотуманки |
4 | сигнал |
5 | электродвигатель вентилятора охлаждения движка |
6 | включатель подкапотной лампы |
7 | устройство включения электродвигателя вентилятора |
8 | наконечники проводов, подсоединяемых к датчику 7 в случае монтажа монтажного блока типа 17.3722 |
9 | разъемы для подключения к измерителям износа колодок передних тормозов |
10 | измеритель уровня омывающей жидкости |
11 | электромагнитный дроссель включения омывания фар |
12 | электормагнитный клапанок подключения омыва заднего стекла (на ВАЗ-21099 неустанавливался) |
13 | электромагнитный сапун подключения омывания ветрового стекла |
14 | электродвигатель омыва стекол |
15 | измеритель уровня масла |
16 | генератор ВАЗ 2109 модели 37.3701 |
17 | датчик контрольной лампы давления масла |
18 | концевой переключатель карбюратора |
19 | свечи поджига |
20 | электромагнитный клапан карбюратора |
21 | подкапотный светильник |
22 | датчик-распределитель зажигания ВАЗ 2109 |
23 | БУ электромагнитным клапаном |
24 | моторедуктор дворников ветрового стекла |
25 | соленоид поджигания |
26 | стартер |
27 | коммутатор |
28 | реле включения стартера |
29 | измеритель указания ТОЖ |
30 | сенсор уровня тормозной жидкости |
31 | выключатель света заднего хода |
32 | источник электричества |
33 | релюшка подключения противотуманок |
34 | измеритель уровня ОЖ |
35 | соединительный блок |
36 | включатель контрольки ручника |
37 | переключатель стоп-сигнала |
38 | эбу блокировкой замков дверей |
39 | прикуриватель |
40 | лампочка бордачка |
41 | электродвигатель вентилятора печки |
42 | добавочный резистор электродвигателя печки |
43 | включатель вентилятора печки |
44 | лампочка подсветки рычагов печки |
45 | моторедукторы электрических стеклоподъемников передних дверей |
46 | моторедукторы блокировки замков передних дверей |
47 | моторедукторы блокировки замков задних дверей |
48 | включатель дворников фар |
49 | переключатель электростеклоподъемника правой передней двери |
50 | включатель зажигания |
51 | переключатель электростеклоподъемника левой передней двери |
52 | релюшка зажигания |
53 | колодки для подключения к элементам прогрева передних сидений |
54 | включатель подогрева правого переднего сидения |
55 | переключатель обогрева левого переднего сидения |
56 | релюшка подключения подогрева передних сидений |
57 | предохранитель цепи прогрева передних сидений |
58 | включатель освещения приборов |
59 | подрулевой включатель |
60 | контролька подключения подогрева заднего стекла |
61 | переключатель разогрева заднего стекла |
62 | контрольная лампочка подключения противотуманок |
63 | переключатель противотуманок |
Задняя половина
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
64 | индикатор подключения задней противотуманки |
65 | переключатель заднего противотуманного светильника |
66 | боковые поворотники |
67 | включатель светильника на стойках задних дверей (на ВАЗ-21083 — не ставится) |
68 | переключатель лампочки на стойках передних дверей |
69 | лампочка индивидуального освещения салона |
70 | светильник |
71 | переключатель габаритов |
72 | комбинация приборов |
73 | переключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора* |
74 | включатель аварийки |
75 | контролька подключения аварийки |
76 | колодка для подсоединения к маршрутному компьютеру |
77 | задние светильники |
78 | элемент обогрева заднего стекла |
79 | моторедуктор дворников заднего стекла (на ВАЗ-21099 не ставится) |
80 | колодки для включения к дополнительному стоп-сигналу |
81 | лампочки освещения номера |
82 | измеритель указателя уровня и резерва топлива |
А | задних светильников (нумерация выводов по порядку сверху вниз) |
Б | блок-фара, очистителей фар и заднего стекла |
В | моторедукторов электростеклопоъемников и моторедукторов блокировки замков дверей |
Г | светильник салона |
Д | монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, дворников ветрового стекла, и блока управления блокировки замков дверей (у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации аналогичный) |
Е | датчика-распределителя зажигания |
Ж | измерителя уровня топлива |
З | коммутатора и блока управления электромагнитным дросселем карбюратора |
*Не устанавливается на автомобилях , оснащенных карбюратором с полуавтоматическим пусковым устройством .
Советы для автомобилистов
Щитков приборов устанавливаемых, на автомобиле ВАЗ 2109, может быть как минимум три варианта. Первая комбинация щитка приборов ставится на тех «девятках», где стоит низкая передняя панель. Вторая комбинация щитка приборов ставиться на «девятках» с высокой передней панелью. И последняя третья комбинация щитка приборов, которая уже является электронной, устанавливается на «девятках» с «европанелью».
На щитках приборов, которые ставятся на низкую панель, в автомобилях ВАЗ-2109, варианта, с полным отказом в работе всего щитка приборов, скорее всего не будет. Так как на этих щитках, спидометр и эконометр, имеют механический привод, и вероятность того что они откажут совместно с электрическими приборами и сигнальными лампами, очень мала. На щитке приборов с высокой панелью эконометр отсутствует, но спидометр также имеет механический тросовой привод.
Если все электрические приборы и контрольные лампы на всех трёх вариантах щитков перестали работать, то в первую очередь необходимо открыть капот, затем отстегнуть крышку монтажного блока и посмотреть, цел ли предохранитель, через который идёт питание на щиток приборов. Маркировка предохранителей находится на внутренней части крышки монтажного блока. В зависимости от того, какого года выпуска автомобиль и какая комбинация приборов на нём стоит, проверять нужно предохранитель обозначенный как F5 или F16.
Если предохранитель цел и контакты его не окислены, то дальше нужно посмотреть поступает ли питание на щиток приборов. Сделать это можно с помощью контрольной лампы при включенном зажигании. Отсоединяете разъём Х4 на монтажном блоке и на контакте № 3 проверяете есть ли напряжение. Дело в том, что монтажный блок на девятках будет во время дождя всегда мокрым, не зря это место водители называют болотом, и из-за этого часто происходит окисление контактов в колодках, что приводит к отказам в работе электрики. Иногда окисляются не только контакты, но и плата монтажного блока.
Если водителю, в выше перечисленных местах, найти неисправность не удалось, придётся снимать щиток приборов и проверять состояние контактов в двух колодках, а также надёжность соединения массового провода, но это уже более кропотливая работа.
Схемы проверки генератора
Схема проверки дополнительных диодов генератора
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
---|---|
1 | источник электричества |
2 | сигнальнапя лампочка |
3 | магнето |
Положительную клемму аккумулятора через лампочку (1-3 Вт, 12 В) подключите к контакту «61» магнето, а отрицательную клемму к
одному из болтиков прикрепления выпрямительного блочка.
Схема проверки вентилей выпрямителей генератора
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
---|---|
1 | накопитель тока |
2 | сигнальная лампочка |
3 | магнето |
I | контроль сразу «плюсовых» и «минусовых» вентилей; |
II | контроль «минусовых» вентилей |
III | контроль «плюсовых» вентилей |
Для простоты крепежа деталей выпрямителя 3 вентиля (с красной маркировкой) содержат на корпусе «+» выпрямленного напряжения. Эти вентили «плюсовые» и они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, связанную с клеммой «30» магнето. Другие 3 вентиля («-«, с черной маркировкой) содержат на корпусе «минус» выпрямленного напряжения. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, связанную с «коропусом».
Ваз 2108 не работает панель приборов
Уважаемые посетители сайта «Автотрек»! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику «Ваз 2108 не работает панель приборов», для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.
Полезное видео, спасибо
10.11.2016 — 10:35 Вадим Лагун
Менял рейку на днях, заодно ставил замок от калины, думал ппц с проводкой накосячил. искал весь вечер почему нет сигнала, посмотрел видео глянул контакты-не достают почти см, видимо посадка у рейки немного другая и вал поднялся, спасибо дружище
27.10.2016 — 00:49 Радик ТатариН
Час возился, всё бросил и пошёл домой залез в инет, сразу попалась эта видюшка и бегом чинить, теперь как часики от души подскажи, левая лягушка куда идёт, правая на сигнал как я понял
04.10.2016 — 08:15 Lu
От спасибоОт души автору Завтра пойду чинить, такая же беда случилась.
08.09.2016 — 11:55 Павел Терновых
Менял рулевую рейку пропал сигнал искал причину не нашел. Спасибо автору за видео. Сейчас все работает
20.08.2016 — 15:51 Александр Сечко
ты бы для начала поменял датчик аварийного давления масла= говорят нужная фигня
21.07.2016 — 17:45 Ержан Мукашов
у меня такая хуйня, сейчась попробуя
10.07.2016 — 10:16 Егор Харченко
у меня ваз 2109 подскажи куда идёт — на сигнал руля лада заводской
Дополнительные схемы ВАЗ 2109
На этой странице представлена цветная, качественная, внутренняя, электрическая схема блока предохранителей автомобиля ВАЗ 2109 модели 17.3722. На ней четко видны релюшки с своими внутренними схемами. Здесь также изображены штепсельные разъемы с обозначением их номера и номеров клеммных разъемов. Номера клеммных разъемов расположены внутри штепсельного разъема, изображенного желтым цветом. Номера штекеров изображены снаружи и имеют обозначение Ш1, Ш2 и так далее. Приведена полная расшифровка обозначений, расположенных на схеме. |
Здесь изображена цветная, добротная, электрическая схема монтажного блока авто ВАЗ 2109 марки 2114-3722010-60. На ней представлены реле с внутренними электрическими схемами. На ней также изображены штекеры с обозначением своего номера и номеров клеммника. Номера клеммных контактов находятся внутри штепсельного разъема, представленного желтым цветом. Номера штекеров нанесены снаружи и имеют обозначение Ш1, Ш2 и таму подобное. Под электрической схемой имеется полная расшифровка обозначений, находящихся на ней. |
Электросхемы Ваз 2109
Итак, чтобы понять какая электросхема Ваз 2109 Вам нужна, давайте пройдемся по каждому из перечисленных выше факторов подробно: 1) Вы знаете с высокой или низкой панелью Ваш Ваз 2109?Если не знаете, смотрим на картинки:
Ваз 2109 высокая панель
Ваз 2109 низкая панель
Понять высокая или низкая панель можно по комбинации приборов на контрольной панели, а также по внешнему виду самой панели автомобиля. 2) Если Ваз 2109 инжекторный, то в 99 % случаев на нем устанавливается высокая панель и Вам необходима электросхема для высокой панели.
3) Если Ваш Ваз 2109 — экспортный вариант, то схема проводки будет точно такая же как у базового варианта, за исключением опций. Опции могут быть разные и как правило найти схему именно под Ваш вариант будет проблематично. То есть основная схема: панель приборов, зажигание, подзарядка и т.д — одинаковые, не будет указано только дополнительных опций.
4)Запомните, схема проводки ЭСУД полностью отделена от общей электросхемы. То есть, если Вы качаете в интернете электросхему Ваз 2109, то в ней не будет ни контроллера, ни датчиков. Схема проводки ЭСУД — отдельный технический документ; искать и скачивать его также нужно отдельно.
Ниже приведены ссылки для скачки электросхем для низкой и высокой панелей Ваз 2109:
В каждом архиве по две электросхемы, их отличия в том, что на одной монтажный блок Ваз 2109 нарисован одним цельным блоком, в другой нарисована разводка внутри монтажного блока. Естественно вариант схемы с разводкой монтажного блока является более полным и удобным для работы с проводкой автомобиля Ваз 2109.
Также нашел неплохую программку для владельцев старых Ваз 2108, Ваз 2109. Программка эта делает электросхему Ваз 2108, Ваз 2109 интерактивной. То есть пользователь имеет возможность выбрать интересующий его элемент схемы справа в окне и часть проводки для работы с этим узлом будет подмаргивать:
При работе с проводкой Ваз 2109 всегда помните, что цветовая маркировка проводов — Ваш главный помощник. Цветовая маркировка проводов Ваз 2108, Ваз 2109 на схеме и на самом автомобиле должна совпадать. Достали шлейф проводов и сразу же можете сориентироваться — желтый — габариты, красный — стоп -сигнал, голубой — задний ход, оранжево-черный — противотуманные фонари.
Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор
- Головная фара.
- Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
- Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
- Клаксон.
- Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
- Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
- Генератор переменного тока.
- Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
- Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
- Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
- Свечи системы зажигания.
- Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
- Катушка.
- Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
- Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
- Стартер.
- Аккумуляторная батарея.
- Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
- Коммутатор, управляющий системой зажигания.
- Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
- Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
- Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
- Блок контактов включения стартера.
- Концевой переключатель на карбюраторе.
- Клапан экономайзера.
- Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
- Привод насоса омывателя.
- Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
- Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
- Переключатель скоростей.
- Привод очистителя ветрового стекла.
- Прикуриватель.
- Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
- Розетка для дополнительного оборудования.
- Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
- Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
- Монтажный блок реле и плавких вставок.
- Переключатель освещения панели приборов.
- Концевик лампы стояночного тормоза.
- Концевик ламп торможения.
- Блок рычагов подрулевого переключателя.
- Переключатель ламп наружного света.
- Переключатель аварийной сигнализации.
- Включение задней противотуманной фары.
- Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
- Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
- Повторители поворотов на передних крыльях.
- Центральный плафон салонной подсветки.
- Индивидуальный плафон подсветки.
- Переключатели работы подсветки на средних стойках.
- Коммутационный блок зажигания.
- Замок зажигания.
- Комбинация приборов «низкого» типа.
- Концевик «подсоса» на карбюраторе.
- Задние фонари.
- Измеритель уровня топлива в баке.
- Обогрев стекла.
- Привод заднего дворника.
- Два плафона подсветки номера.
Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:
На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.
Полезное: Датчик с индикатором уровня жидкости омывателя авто
Электрическая схема ВАЗ 2109
Полная электросхема ВАЗ 2109
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | Фара |
2 | очиститель фар |
3 | включатель подкапотной лампы |
4 | сигнал |
5 | электродвигатель вентилятора охлаждения движка |
6 | прибор подключения электродвигателя вентилятора |
7 | генератор ВАЗ 2109 |
8 | электромагнитный клапан подключения омыва фар |
9 | электромагнитный дроссель включения омывания заднего стекла* |
10 | электромагнитный клапанок включения омыва ветрового стекла |
11 | свечи воспламенения |
12 | датчик-распределитель поджигания |
13 | катушка зажигания ВАЗ 2109 |
14 | кнопка света заднего движения |
15 | сенсор указателя ТОЖ |
16 | стартер ВАЗ 2109 |
17 | источник электричества |
18 | измеритель уровня тормозной жидкости |
19 | коммутатор ВАЗ 2109 |
20 | датчик ВМТ 1-го горшка |
21 | диагностический разъем |
22 | ЭБУ электромагнитным вантузом карбюратора; |
23 | релюшка подключения стартера |
24 | концевой включатель карбюратора |
25 | электромагнитный дроссель карбюратора |
26 | измеритель контрольки давления масла; |
27 | электродвигатель омыва стекол |
28 | электродвигатель вентилятора печки |
29 | дополнительный резистор электродвигателя печки салона |
30 | переключатель вентилятора печки |
31 | электродвигатель дворников ветрового стекла |
32 | прикуриватель |
33 | лампочка освещения рычагов отопления |
34 | розетка переноски |
35 | подкапотный свет |
36 | лампочка бардачка |
37 | блок предохроанителей ВАЗ 2109 |
38 | включатель света приборов |
39 | включатель контрольки ручного тормоза |
40 | включатель стоп-сигнала |
41 | подрулевой переключатель |
42 | включатель габаритов |
43 | кнопка аварийки |
44 | включатель задней противотуманки |
45 | предохранитель цепи противотуманок |
46 | переключатель подогрева заднего стекла |
47 | боковые поворотники; |
48 | светильник |
49 | разъем для подсоединения к светильнику индивидуального света; |
50 | включатели светильника на стойках дверей |
51 | релюшка зажигания |
52 | замок зажигания |
53 | приборная панель ВАЗ 2109 |
54 | переключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора |
55 | задние светильники |
56 | измеритель указателя уровня и резерва топлива; |
57 | нагреватель прогрева заднего стекла |
58 | электродвигатель дворников заднего стекла |
59 | светильники номера |
А | порядок условной нумерации клем в колодке включателя зажигания |
В | порядок нумерации клем в колодке электродвигателя дворников ветрового стекла |
* Монтируется на части легковушках.
Подкапотные переделки
Помимо замены силового агрегата после выработки ним ресурса, в подкапотном пространстве есть множество узлов, проводка которых также нуждается в замене:
- высоковольтные провода от блока зажигания;
- проводка различных контрольных датчиков;
- силовые кабели аккумуляторной батареи (места соединения наиболее подвержены коррозии).
Если нет искры — ремонт электропроводки ваз 2109 неизбежен
Особого контроля требуют многочисленные датчики в подкапотном пространстве:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости – при неисправной электропроводке водитель не заметит перегрева силового агрегата;
- Датчик уровня тормозной жидкости в расширительном бачке – протечка или низкий уровень могут привести к отказу тормозной системы;
- Датчиков системы АВС – окисление контактов или нарушение целостности проводки может привести к отказу системы;
- Датчик выхлопных газов – на основе его показаний электронный блок «готовит» топливо-воздушную смесь. Если датчик не будет работать, то увеличится расход бензина.
Единственный беспроводной элемент охранной сигнализации автомобиля
Полезным дополнением функциональности автомобилю является приобретение современной противоугонной системы.
Установка современной сигнализации – особая тема, поскольку ее работа затрагивает сразу несколько основных узлов и систем автомобиля семейства ВАЗ:
- Общая электрическая система;
- Система питания;
- Звуковая и световая цепь и исполнительные устройства (габаритные огни, фары головного света, звуковые сигналы);
- Штатный иммобилайзер.
Для монтажа сигнализации схема эл проводки ваз 2109 обязательна
Совет: нередко производители систем сигнализации сопровождают процесс установки видео и фото материалами, для каждой конкретной модели того или иного семейства авто. Перед началом монтажа следует внимательно с ними ознакомиться.
Общие переделки
Установка дополнительных противотуманных фар относится к общим переделкам, поскольку:
- Затрагивает оборудование в подкапотном пространстве;
- Вмешивается в панель приборов внутри салона;
- Подключается к штатной системе электроснабжения автомобиля;
- Крепится к силовому кузову.
В наборе обязательно должна быть инструкция по подключению
Для установки и подключения противотуманных фар потребуется схема электропроводки на ваз 2109, ведь в комплектацию входят:
- Соединительные провода;
- Клеммные колодки;
- Реле включения;
- Исполнительные механизмы (кнопки);
- Лампа подсветки (или светодиод), сигнализирующие о состоянии осветительных приборов.
Высокая панель приборов
Согласно схеме, представленной ниже, ВАЗ 2109 с высокой панелью имеет следующие компоненты.
Высокая приборная панель
Номер элемента
Что это
Выключатель аварийного сигнала
Рычаг управления стеклоочистителем и омывателем лобового стекла
Центральные сопла системы отопления и вентиляции салона
Бортовой компьютер (доступен не во всех комплектациях)
Крышка бардачка (вещевой ящик)
Боковые сопла системы отопления и вентиляции салона
Облицовка динамика (громкоговорителя)
Выключатели электростеклоподъемников (доступны в определенных комплектациях)
Панель управления отоплением и системой вентиляции салона
Рычаг переключения КПП
Рычаг ручного стояночного тормоза
Ручка перекрытия воздушной заслонки карбюратора
Выключатель звукового сигнала (клаксон)
Выключатель подсветки приборной панели
Выключатель обогрева передних кресел (доступен в комплектации)
Выключатель задней противотуманной оптики
Выключатель передних противотуманных фар (доступен не в каждой комплектации)
Выключатель обогрева стекла сзади
Рычаг привода замка капота
Рычаг управления поворотниками и светом
Переключатель наружной оптики
Электросхема приборов на панели
У Ваз 2109 электрические схемы размещены методом печатного монтажа на плате, которая закреплена пружинами с защелками на задней стенке корпуса панели. Три группы штекеров можно условно разделить на:
- БСК;
- освещение, габариты;
- характеристики работы узлов.
Условная нумерация гнезд отличается от стандартного расположения. Верхний штекер имеет номер 1, затем идет продолжение нумерации вниз по правой стороне, продолжаются цифры сверху по левой стороне. Клеммы БСК имеют горизонтальное положение и нумерацию слева направо, 2-5 верхний ряд, 6-9 нижний.
В приборных схемах с евровариантом торпеды и высокой, блоки разъемов располагаются горизонтально. Если смотреть от багажника, то вверху БСК, справа 13 гнезд освещения, слева показатели работы узлов.
Бортовая система контроля
БСК создана на автомобилях с высокой модификацией торпеды и вариантом евро. Помогает во время движение контролировать состояние тормозных колодок и уровни жидкости в узлах. На панель выведены датчики уровня:
- тормозной жидкости;
- масла;
- охлаждающей жидкости;
- омывающей.
Кроме этого реле контроля рабочего состояния ламп и датчик, показывающий степень износа накладок на тормозных колодках
В нормальном состоянии индикаторы не светятся и не привлекают к себе внимание
Все лампочки БСК загораются в момент включение зажигания на несколько секунд и гаснут. Во время движения они начинают светиться, когда контролируемый элемент приближается к критическому уровню, точнее минимальному для нормальной работы конкретного узла. Меры надо принимать незамедлительно, поскольку запас на сигнал лампы приборной доски не предусмотрен.
Бортовая система контроля значительно упрощает обслуживание автомобиля, особенно на дальних маршрутах и предупреждает о возникновении критической ситуации. Но она не исключает необходимость проверки уровней масла и тормозной жидкости перед выездом из гаража, регулярной профилактики тормозов и смены накладок до того, как они сотрутся.
Схема подсоединения фар и противотуманных светильников
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | Фары |
2 | блок предохранителей ВАЗ 2109 |
3 | переключатель зажигания |
4 | включатель габаритов |
5 | задние светильники |
6 | включатель света фар |
7 | оградитель линий задних противотуманок |
8 | включатель задних противотуманок |
9 | комбинация приборов с контрольками дальнего света фар (справа) и задних противотуманок (слева); |
К5 | релюшка подключения дальнего света фар |
К11 | релюха подключения ближнего света фар |
А | вид на клеммный разъем блок-фары |
а | клемник ближнего света |
б | клеммник дальнего света |
в | клеммник габаритов |
г | клеммник массы |
Б | к клемме 30 генератора |
К8 и К9 для монтажного блока 2114
На части автомобилей устанавливается гидрокорректор фар, который служит для корректировки с места водителя угла наклона света фар в зависимости от нагрузки на автомобиль.
Схема включения габаритов с фрагментом (а) схемы соединений системы стояночного света (для автомобилей выпуска до 1988 г)
Номер позиции на схеме | Расшифровка позиции |
---|---|
1 | включатель подкапотной лампы |
2 | блок-фары с лампочками габаритов |
3 | подкапотная лампочка |
4 | блок предохранителей ВАЗ 2109 |
5 | включатель габаритов |
6 | включатель стояночного света в подрулевом выключателе |
7 | комбинация приборов с контрольеой габаритов ВАЗ 2109 |
8 | задние светильники с лампочками габаритов |
9 | светильники освещения номера |
10 | переключатель света приборов |
11 | переключатель зажигания; |
12 | контактные перемычки на месте монтажа релюхи контроля исправности лампочек |
А | к контакту «INT» переключателя зажжения |
Б | к контакту «Р» включателя поджигания |
В | к клемме «6» колодки Ш1 блока предохранителей |
Г | к лампочкам подсветки приборов и к лампочкам освещения табло и переключателей |
До 1988 г. применялась система включения стояночного света на стоянке.
Щиток приборов Ваз 2109 высокая панель
Описание панели приборов ваз 2109 (Высокая панель): 1. Выключатель зажигания, 2. Выключатель аварийной сигнализации, 3. Рычаг переключения стеклоочистителей и омывателей, 4. Гнездо для радиоприемника, 5. Центральные сопла системы вентиляции и отопления салона, 6. Бортовой компьютер (устанавливается по комплектации), 7. Панель приборов, 8. Крышка вещевого ящика, 9. Боковые сопла системы вентиляции и отопления салона, 10. Облицовка громкоговорителя, 11. Полка, 12. Выключатели электростеклоподъемников (устанавливаются по комплектации), 13. Прикуриватель, 14. Пульт управления системой вентиляции и отопления салона, 15. Рычаг переключения передач, 16. Рычаг стояночного тормоза, 17. Пепельница, 18. Рукоятка прикрытия воздушной заслонки карбюратора, 19. Педаль акселератора, 20. Педаль тормоза, 21. Педаль сцепления, 22. Выключатель звукового сигнала, 23. Выключатель освещения приборов, 24. Гидрокорректор фар, 25. Выключатель обогрева передних сидений (устанавливаются по комплектации), 26. Выключатель задних противотуманных фонарей, 27. Выключатель противотуманных фар (устанавливаются по комплектации), 28. Выключатель обогрева стекла двери задка, 29. Рычаг привода замка капота, 30. Рычаг переключателя указателей поворота и света фар, 31. Переключатель наружного освещения, 32. Комбинация приборов.
Подробнее о комбинации приборов для высокой панели (торпеды) Ваз 2109
1. Спидометр, 2. Рукоятка сброса показаний счетчика суточного пробега, 3. Счетчик суточного пробега, 4. Счетчик суммарного пробега, 5. Указатель уровня топлива, 6. Световая панель бортовой системы контроля, 7. Табло “TEST”, 8. Табло “STOP”, 9. Контрольная лампа выхода из строя ламп стоп-сигналов и габаритных огней, 10. Контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости, 11. Контрольная лампа падения уровня охлаждающей жидкости, 12. Контрольная лампа износа колодок передних тормозов, 13. Контрольная лампа падения уровня в бачке омывателя, 14. Контрольная лампа падения уровня масла в картере двигателя, 15. Указатель температуры охлаждающей жидкости, 16. Тахометр, 17. Контрольная лампа включения стояночного тормоза, 18. Контрольная лампа “CHECK ENGINE” (“Проверьте двигатель”) системы впрыска, 19. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора, 20. Контрольная лампа резервного остатка топлива, 21. Контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя, 22. Контрольная лампа включения указателей правого поворота, 23. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, 24. Контрольная лампа включения указателей левого поворота, 25. Контрольная лампа непристегнутых ремней безопасности, 26. Контрольная лампа незакрытых дверей, 27. Контрольная лампа включения габаритных огней, 28. Контрольная лампа включения дальнего света фар, 29. Контрольная лампа “CHECK ENGINE” (“Проверьте двигатель”) системы снижения токсичности.