Почему Ваз – 2107 дергается- разбираемся в работе «трамблера»
Ладно еще, если «движок» вашего Ваз-2107 резко заглох и не заводится, причину мы найдем и устраним быстро. Каждый знает, что так бывает, если пропала «искра» или совсем не подается бензин. Гораздо хуже, когда машина, вроде едет, но мотает нервы- неравномерная работа на холостом ходу, рывки и подергивание при движении. Поиски корня проблемы могут занять много времени и вытянуть из вашего кармана немало денег. И чаще всего, эти поиски, в конце концов, приводят к трамблеру. Правильно поменять его на исправный, подобрать подходящую замену, разобраться в устройстве и работе поможет этот материал. Прежде чем копаться в “электрике”, нужно сказать, что причиной “дерганья” Ваз-2107 и других “классических” моделей Ваз может быть неудачное сочетание демпфера ведомого диска сцепления и эластичной муфты карданного вала. В запчасти поставляются детали, характеристики которых могут сильно отличаться от заводских, поэтому, если “дерганье” усилилось после замены сцепления или “мягкого соединения”, нужно искать причину именно в нем. Попробуйте установить узел от другого производителя – его характеристики будут другими, резонанс в трансмиссии пропадет и “дерганье” прекратится.
Модернизация ВРОЗ
Модернизация ВРОЗ особенно нужна после замены трамблера, когда пропадает былая динамика автомашины. Первый и самый верный выход из данной ситуации – попытка разобраться с регулятором. Второй этап работы уже непосредственно связан с трамблером и его проверкой, наладкой, ревизией одним словом. Модернизация трамблера в первую очередь подразумевает усиление жесткости пружины, стоящей в ВРОЗ. Примечательно и то, что выверенных однотипных действий по усилению нет и быть не может. Каждый в процессе проведения работ сталкивается с определенными сложностями.
Как правило, первая причина затруднения функционирования ВРОЗ связана бывает с пружинами. Попадаются они толстые или тонкие, разница в диаметре связана бывает, как правило, с годами выпуска самого распределителя. К примеру, ВРОЗ на распределители «девяток» всегда можно найти в продаже, но и среди них имеется разница. Каждая из моделей отличается по параметру жесткости, что усложняет ситуацию, но вынуждает пользователя подбирать нужную жесткость самостоятельно. Самый легкий способ подобрать нужный вариант – изменить родную пружину, сделав ее более жестче. Другими словами, надо будет растянуть пружину. И опять же, здесь могут возникнуть свои проблемы. Многие из современных пружинок не годятся для растягивания, так как имеют чересчур слабую жесткость. Можно поступить методом проб и ошибок. Говоря иначе, надо будет вставлять добавочную пружину или попытаться поставить неродную. И в обоих случаях все это потребует лишних сил и времени. Более сомнительным способом выглядит вариант сборки ВРОЗ с новой пружиной, с последующей проверкой его на автомобильном моторе (используется стробоскоп и стенд). Стенд, подходящий груз – все это и в данном случае подбирается по индивидуальной программе.
Интересный случай с модернизацией ВРОЗ описан ниже. На автомобиль Москвич 41, оснащенный 1,5-литровым ДВС, был установлен трамблер с предельно жестким ВРОЗ. Машина после этого трогалась с места с проворотом колес. Решено было снизить жесткость – машина начинает тупить, дергаться в начале разгона. Что делать? Определить запас погрешности предельной жесткости пружины самостоятельно, так как на заводе это не сделано. И в результате можно будет подобрать усредненный вариант.
Теперь вы знаете, как проверяется вакуумник на трамблере. Также полезной окажется информация про угол опережения. Остается только грамотно суметь воспользоваться информацией на практике.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Схема подключения электронного зажигания
Стоит заметить, что схема подключения бесконтактного зажигания на ВАЗ 2107 точно такая же, как и для любого другого автомобиля классической серии. Она состоит из следующих компонентов:
- Трамблер с датчиком, работающим на эффекте Холла.
- Электронный блок – коммутатор, позволяющий усилить сигнал от датчика.
- Катушка – высоковольтный трансформатор, который повышает напряжение до необходимого значения (порядка 30 кВ).
- Также к системе ВАЗ 2107 производится подключение тахометра – к сигнальному проводу датчика Холла.
- Провода низкого и высокого напряжения.
- Свечи.
Вот это все элементы, из которых и состоит комплект бесконтактного зажигания ВАЗ 2107. Схема соединений приведена на рисунке, ничего сложного в ней нет. Стоит заметить, что в том случае, если вы приобретаете в магазине комплект, а не все его элементы отдельно, то на упаковке эта схема будет приведена. Как правило, производитель предоставляет такую информацию.
Замена коммутатора на бесконтактной системе зажигания
Внеплановая замена коммутатора на «семерке» проводится при невозможности эксплуатации прибора вследствие поломки. Проведение работ такого плана весьма просты, требуются лишь первоначальные знания в слесарном деле и электротехнике и наличие необходимых инструментов (набора головок с воротком и трещоткой) и заменяемого устройства.
Такая замена коммутатора зажигания ВАЗ 2106 происходит в следующем порядке:
- Отсоединяем проводку от коммутатора «шестерки», которая соединяет его с прерывателем – распределителем штекерным изделием:
- Отвинчиваем 2 кузовных крепежа коммутатора ваз 2106 по разным краям гаджета, для этого лучше воспользоваться набором головок с трещоткой и воротком — удлинителем:
- Демонтируем коммутатор зажигания для проведения его проверки, а при необходимости – проводим его замену;
- Монтаж данного гаджета проходит по обратному принципу.
Схема подключения элементов электронного зажигания Ваз 2107
Свечи зажигания
Свечи используются для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя при подаче высокого напряжения от катушки зажигания. Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень.
Свечи зажигания необходимы для образования искры и воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя
Проверка свечей зажигания ВАЗ 2107
Существует множество способов проверки свечей зажигания. Наиболее популярными являются следующие алгоритмы.
- На заведённом моторе поочерёдно снимают высоковольтные провода и прислушиваются к работе двигателя. Если после отсоединения провода никаких изменений не произошло, то неисправна соответствующая свеча. Это не означает, что её обязательно нужно менять. В некоторых случаях можно обойтись её чисткой.
- Свечу выкручивают и надевают на неё высоковольтный провод. Корпус свечи прислоняют к массе (например, к клапанной крышке) и прокручивают стартер. Если деталь исправна, искра будет чёткая и яркая.
- Иногда свечи проверяют специальным инструментом — пистолетом. Свеча вставляется в специальное отверстие и проверяется на наличие искры. Если искры нет, свеча неисправна.
- Свечи можно проверить самодельным приспособлением из пьезозажигалки. Провод от пьезомодуля удлиняют и прикрепляют к наконечнику свечи. Модуль прижимают к корпусу свечи и нажимают на кнопку. При отсутствии искры свечу меняют на новую.
Видео: проверка свечей зажигания
Выбор свечей зажигания для ВАЗ 2107
На карбюраторные и инжекторные двигатели ВАЗ 2107 устанавливаются различные модели свечей зажигания. Кроме этого, параметры свечей зависят от вида системы зажигания.
Выбор свечей зажигания для ВАЗ 2107 определяется как системой зажигания, так и типом двигателя
Автомагазины предлагают множество видов свечей зажигания для ВАЗ 2107, различающихся техническими характеристиками, качеством, производителем и ценой.
Таблица: характеристики свечей в зависимости от типа двигателя ВАЗ 2107
Для карбюраторных моторов с контактным зажиганием | Для карбюраторных моторов с бесконтактным зажиганием | Для инжекторных 8-клапанных моторов | Для инжекторных 16-клапанных моторов | |
Тип резьбы | М 14/1,25 | М 14/1,25 | М 14/1,25 | М 14/1,25 |
Длина резьбы, мм | 19 мм | 19 мм | 19 мм | 19 мм |
Калильное число | 17 | 17 | 17 | 17 |
Тепловой корпус | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи | Выступает за изолятор свечи |
Зазор между электродами, мм | 0,5 – 0,7 мм | 0,7 — 0,8 мм | 0,9 – 1,0 мм | 0,9 – 1,1 мм |
На автомобили ВАЗ можно устанавливать свечи различных производителей.
Таблица: производители свечей зажигания для ВАЗ 2107
Для карбюраторных моторов с контактным зажиганием | Для карбюраторных моторов с бесконтактным зажиганием | Для инжекторных 8-клапанных моторов | Для инжекторных 16-клапанных моторов |
А17ДВ (Россия) | А17ДВ-10 (Россия) | А17ДВРМ (Россия) | АУ17ДВРМ (Россия) |
А17ДВМ (Россия) | A17ДВР (Россия) | AC DECO (США) APP63 | AC DECO (США) CFR2CLS |
AUTOLITE (США) 14–7D | AUTOLITE (США) 64 | AUTOLITE (США) 64 | AUTOLITE (США) AP3923 |
BERU (Германия) W7D | BERU (Германия) 14–7D, 14–7DU, 14R-7DU | BERU (Германия) 14R7DU | BERU (Германия) 14FR-7DU |
BOSCH (Германия) W7D | BOSCH (Германия) W7D, WR7DC, WR7DP | BOSCH (Германия) WR7DC | BOSCH (Германия) WR7DCX, FR7DCU, FR7DPX |
BRISK (Чехия) L15Y | BRISK (Италия) L15Y, L15YC, LR15Y | CHAMPION (Англия) RN9YC | CHAMPION (Англия) RC9YC |
CHAMPION (Англия) N10Y | CHAMPION (Англия) N10Y, N9Y, N9YC, RN9Y | DENSO (Япония) W20EPR | DENSO (Япония) Q20PR-U11 |
DENSO (Япония) W20EP | DENSO (Япония) W20EP, W20EPU, W20EXR | EYQUEM (Франция) RC52LS | EYQUEM (Франция) RFC52LS |
NGK (Япония/Франция) BP6E | EYQUEM (Франция) 707LS, C52LS | MARELLI (Италия) F7LPR | MARELLI (Италия) 7LPR |
HOLA (Нидерланды) S12 | NGK (Япония/Франция) BP6E, BP6ES, BPR6E | NGK (Япония/Франция) BPR6ES | NGK (Япония/Франция) BPR6ES |
MARELLI (Италия) FL7LP | MARELLI (Италия) FL7LP, F7LC, FL7LPR | FINVAL (Германия) F510 | FINVAL (Германия) F516 |
FINVAL (Германия) F501 | FINVAL (Германия) F508 | HOLA (Нидерланды) S14 | HOLA (Нидерланды) 536 |
WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1371 | HOLA (Нидерланды) S13 | WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1370 | WEEN (Нидерланды/Япония) 121–1372 |
Конденсатор трамблера, зачем нужен?
На трамблере (распределителе зажигания) «классических» автомобилей ВАЗ с контактной системой зажигания устанавливается конденсатор. Разберемся, что это такое, зачем он нужен и как работает. В качестве примера используем конденсатор, установленный на трамблер автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 с контактной системой зажигания карбюраторного двигателя.
Что такое конденсатор?
Конденсатор это устройство, позволяющее накапливать, а затем отдавать электрический заряд.
Своего рода маленькая аккумуляторная батарея. Состоит из двух электродов разделенных диэлектриком. Если на него подать электрический ток, то он начнет скапливаться на электродах конденсатора. Основное свойство конденсатора- это емкость.
В трамблере он подключен параллельно контактам прерывателя.
Зачем нужен конденсатор в контактной системе зажигания?
Если коротко — для повышения напряжения выдаваемого катушкой на свечи зажигания.
Подробнее о работе конденсатора. Как известно контактная система зажигания работает за счет принудительного размыкания контактов прерывателя в трамблере. Каждое размыкание — это прерывание электрического тока, протекающего через первичную обмотку катушки зажигания. После чего магнитное поле в катушке зажигания резко сокращается и пересекая витки вторичной и первичной обмоток индуктирует ЭДС порядка 14000-24000 В. Что выливается в мощную искру на свечах. Двигатель при этом работает ровно, хорошо тянет, свечи коричневые. Чем быстрее сокращение магнитного поля тем выше ЭДС и сильнее искра и лучше работа двигателя.
Но тут возникают проблемы, так как индуктируемая в первичной обмотке ЭДС (ЭДС самоиндукции) пытается поддержать исчезающий электрический ток и замедляет сокращение магнитного поля. Напряжение снижается, искра становится недостаточно мощной. Двигатель вдруг «затроил» или вообще заглох. В качестве бонуса ЭДС самоиндукции вызывает сильное искрение между контактами прерывателя, что ускоряет их износ.
Чтобы не допустить такие негативные явления, в электрическую цепь включен конденсатор (установленный на трамблере). В начальный момент размыкания контактов ток самоиндукции заряжает конденсатор, что уменьшает прохождение тока между контактами прерывателя и снижает искрение между ними. Затем конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, причем ток разряда направлен против тока самоиндукции, благодаря чему исчезновение магнитного поля в катушке происходит быстрее и она выдает ток высокого напряжения в высоковольтную цепь. Работа двигателя восстанавливается до нормы. Если бы не было конденсатора, то катушка выдавала бы всего 4000-5000 В.
Большое значение имеет емкость конденсатора. При слишком большой емкости искрение между контактами прерывателя будет незначительным, но увеличится время заряда и разряда конденсатора, что уменьшит ЭДС индуктируемую во вторичной обмотке. При малой емкости конденсатора искрение будет больше, но ЭДС так же уменьшится так ток его разряда будет низкий и не сможет противодействовать замедлению исчезновения магнитного поля в катушке зажигания. В результате снижение напряжения в высоковольтной цепи системы зажигания и слабая искра.
Неисправности конденсатора трамблера ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121
Основной неисправностью конденсатора в контактной системе зажигания является его «пробой» на «массу». При этом двигатель автомобиля может не запуститься вовсе или будет запускаться и глохнуть, либо внезапно заглохнет во время движения. Характерными внешними признаками неисправности являются: сильное искрение между контактами прерывателя при пуске двигателя и очень слабая искра или полное ее отсутствие.
Конденсатор можно проверить и в случае обнаружения неисправности заменить новым.
Примечания и дополнения
— Параметры работы конденсатора автомобилей ВАЗ 2105, 2107: емкость конденсатора замеряется в диапазоне частоты 50 – 1000 Гц и находится в пределах 0,20-0,25 мкФ, сопротивление изоляции при температуре (100±2)ºС и напряжении постоянного тока 100 В должно быть более 1 МОм/мкФ.
Источник
Регулировка БЗС
Регулировка зажигания ВАЗ 2107 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером.
Процесс установки БЗС Ваз 2107
Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы
Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии
В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.
Установка БЗС Ваз 2107
Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.
Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа
Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.
Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.
Диагностика и проверка катушки зажигания Ваз 2106
Как проверить катушку зажигания автомобиля ВАЗ-2106 в домашних условиях? Лучший способ – воспользоваться мультиметром или омметром. Тестирование обмоток с помощью данного оборудования осуществляется таким образом:
- чтобы убедиться в исправности первичной обмотки, подключаем омметр к боковым ее выводам и смотрим на показатели сопротивление. Для полностью рабочей катушки зажигания оно должно составить не менее 3-4 Ом. В противном случае устройство потребуется ремонтировать или заменять;
- для проверки вторичной обмотки один из выходов омметра присоединяется к тому же боковому, а второй – к центральному выводу на самом импульсном трансформаторе. Нормальный показатель находится где-то в пределах 7,5-9,2 Ом. Чтобы получить точные данные, лучше воспользоваться руководством по эксплуатации вашего автомобиля. При наличии каких-либо отклонений катушка зажигания подлежит однозначной замене.
Перед выполнением описанных выше проверок необходимо отключить от аккумулятора минусовую клемму. Это поможет исключить риск короткого замыкания
Диагностика и проверка катушки зажигания Ваз 2106
Проверка наличия искры
Проверка искры возможна при помощи нескольких способов: на «массу», посредством использования мультиметра, специальным тестером на пеьезоэлементе. Первый способ самый простой. Корпус выкрученной свечи подносится к металлу (обычно это блок цилиндров двигателя), после чего мотор прокручивается стартером и анализируется наличие искры.
Обратите внимание, указанный способ проверки нельзя применять во время диагностики инжекторных автомобилей. Дело в том, что на авто с инжектором присутствует ЭБУ и другое электрооборудование, которое является достаточно чувствительным и может быть выведено из строя
На фото представлена проверка искры свечи на Ваз 2106
Второй способ позволяет в большей степени оценить состояние свечи зажигания, выявить пробой и т.д. Использование специального тестера является методом проверки искры на ижекторных авто, напоминая по своему принципу проверку путем анализа пробоя искры на «массу» (первый способ). При этом риск спалить блок управления минимизирован. Теперь давайте поговорим о том, как проверить искру на инжекторном двигателе.
Проверка вторичной обмотки
Вторичная обмотка катушки проверяется практически таким же образом, только один из проводов омметра нужно подсоединить к боковому выводу, а второй — к центральному на катушке. Ниже все продемонстрировано на деле:
Здесь данные сопротивления уже совсем другие и при нормальной работе они должны быть в районе 7,4-9,2 кОм. Судя по показаниям прибора, мой случай показывает и подтверждает повторно, что с катушкой все нормально.
На фото представлена проверка вторичной обмотки катушки зажигания Ваз 2106
Чтобы не было недоразумений, хочу предупредить, что приведенные в этой статье цифры в большей степени относятся к катушкам зажигания ВАЗ 2106 типа Б117-А, хотя на многих моделях параметры идентичны. Но все же для своей модификации лучше посмотреть данные в специализированных источниках.
Если в результате проведенной проверки выяснилось, что элемент неисправен, то необходимо произвести его замену на новый.
Проверка трамблера
Если катушка исправна, но двигатель не заводится, проблему нужно искать в трамблере, для этого нужно снять его верхнюю крышку, отстегнув 2 защелки. Внутреннюю часть крышки нужно внимательно осмотреть, все контакты и уголек должны быть целыми. С трамблера нужно вытащить бегунок и тоже осмотреть его изнутри, бывает, что он трескается и искра бьет на массу.
Фото: Проверка трамблера Ваз 2106
Далее нужно внимательно осмотреть контакты прерывателя и при необходимости почистить их тонкой наждачной бумагой. Еще нужно осмотреть конденсатор, который обычно прикручен к трамблеру, без него искры тоже не будет. Чтобы проверить конденсатор, на него нужно подать питание с аккумулятора, а затем подключить лампочку или закоротить контакты металлическим предметом. Если лампочка не моргнет и не будет искры при замыкании, конденсатор не исправен. Его можно заменить любым другим, только не полярным.
В заключении хочется отметить тот факт, что никогда не следует проверять искру на зазор от провода до двигателя, при этом катушка зажигания быстро выходит из строя и ВАЗ 2106 уже не выйдет завести без ее замены. Все это происходит потому, что катушку пробивает изнутри, а все из-за сильно большого зазора на пробой.
Проверка угла зажигания во время движения автомобиля
Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:
- Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
- Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
- Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
- Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
- Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
- Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
- Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.
Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания — 15000 км, для электронной — вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.
Проверка корректности настройки зажигания
После завершения установки, отрегулированное зажигание надо протестировать на корректность работы. Для этого запустите мотор и попробуйте резко нажать на акселератор. При этом из-под капота должна идти небольшая детонация — если так оно и есть, то отрегулированное устройство работает правильно.
Второй способ проверки заключается в следующем: нужно выехать на ровную дорогу и разогнаться до 40 км/ч. На такой скорости надо переключиться на 4-ю передачу.
Уточним, что несильная детонация допустима. Но если металлические звуки достаточно громкие, то это указывает на необходимость повторной установки.
Какой из трамблеров подойдет на Ваз-2107
На всех карбюраторных заднеприводных автомобилях ВАЗ прибор имеет почти одинаковые узлы и схожий принцип работы. Отличаются трамблеры для двигателей объемом 1200-1300 «кубиков» тем, что: – шток привода короче на 7 мм; – нет вакуумного регулятора опережения зажигания; – настройки грузиков и пружин центробежного регулятора другие. Для моторов объемом 1500-1600 «кубиков» все трамблеры подходят по посадочным размерам и характеристикам. Отличаются только «Нивовские». Они настроены для стабильной тяги на низких оборотах и Ваз-2107 с таким трамблером будет медленно разгоняться. Марки «Нивовских» трамблеров такие: 3810.3706, 038.3706-10. А подойдут для «Семерки» и других классических машин трамблеры марок 0.3706 (контактный) и 38.3706 (бесконтактный).